Современность учит, что гибкость и способность во всех случаях успешно приспосабливаться к обстоятельствам (назовём её приспособительностью) – положительные качества. Может, раньше и было похвальным до конца стоять на своём и в больших, и в малых вопросах, а иногда даже совершать подвиги, но сегодня упорство приветствуется только стратегическое, например, в преследовании успеха вообще – как бы он ни выглядел. Сидящие в нас остатки романтической культурной традиции предлагают видеть за постоянством идеалы и принципы, а за адаптивностью конформизм и прагматизм.
Модель поведения, продиктованная конформизмом и прагматизмом, отсылает к быстроте ума, молодости и молодечеству, лёгкости и шутливости, авантюрам и интрижкам. В общем, читаем «Декамерон» Боккаччо, где находим галерею молодиц и молодцов, способных в любой проигрышной ситуации остаться в выигрыше и с хорошим настроением. Солидный и серьёзный мир папаш и мамаш, кардиналов и герцогов, пиратов и разбойников при этом никуда не девается, азарт же бойкой молодёжи состоит в том, чтобы обвести вокруг пальца всех его персонажей, оказаться сверхадаптивными. Персонажи Боккаччо очень милы, но работают только на себя, они никого не хотят просветить, спасти, наставить на истинный путь, они не мыслят ни о народе, ни о нации, ни о морали, ни об истории, их сознание свободно от таких фантомов.
Существуют ли нации?
Потребительские общества современных развитых (да и полуразвитых) стран едва ли представляют собой нации в том виде, в каком это было лет сто тому назад. Нация, как учит Бенедикт Андерсон – конструкция воображаемая, имеющая силу лишь постольку, поскольку она присутствует во многих головах одновременно.