
Кадр из фильма "Матрица". Фото: Warner Bros.
Если посмотреть на школьную программу большинства стран мира (или можно вспомнить свою), то количество изучаемых дисциплин поражает. Школьникам преподают алгебру, геометрию, химию, биологию, физику, историю, литературу, языки. Но оказывается, что этого все равно недостаточно (а что-то, может, и вовсе не нужно). Родители хотят, чтобы обучение выходило за школьную программу и уделяло внимание некогнитивным навыкам, которые могли бы пригодиться детям в жизни. Например, социальным навыкам или тому, как вести себя на людях.
Есть также проблемы, с которыми мы часто сталкиваемся во взрослой жизни, но никому не приходит в голову готовить к ним в школе. Одна из них – принятие решений. Всего неделю назад глава Сбербанка Герман Греф жаловался, что в России этому почти нигде не учат. Как признался Греф, в кулуарах ему пришлось просить замминистра науки и высшего образования внедрить во все высшие учебные заведениях (по-хорошему, говорил Греф, и во все школы) науку о принятии решений. «Что такое успех? Это общее количество удачных решений к общему числу решений, которые вы когда-либо принимали», – говорил он, очевидно перефразировав афоризм Альбера Камю.
То, о чем пишет автор, достигается не на традиционном уроке, а в процессе творчества, которому в школе (нашей) сегодня нет места. Поскольку вся власть в стране принадлежит бюрократии, творческие люди ей не нужны. Если ввести предмет "Принятие решений" он станет тут же бессмысленным и бесполезным.
Уважаемый Денис! Никак не получается обнаружить цитату Камю, которую перефразировал Греф. Не могли бы Вы указать её?
Можно начать с малого: спрашивать детей, почему они поступили так, а не иначе, в той или ситуации. Это поможет обратить их внимание на процессы, которых они не замечают. Показать, что есть разные пути решения проблемы. Включить логику, научить думать, как пишут выше.
Опять все пытаются свести к какому-то стандарту, общей схеме.
Вырастили за постсоветское время дебилов, которое не могут элементарно профильтровать поступающую информацию, не способны критически мыслить, а теперь начинают вой, про то, что нужно срочно всех учить принимать решения.
Прежде всего людей нужно научить думать, на основе этого они смогут принимать решения.
Всегда считал, что способность принимать решения предполагает способность нести ответственность за их последствия. (Статья ничего не говорит об этом.) Видимо, в современном свободном мире моя точка зрения выглядит архаичной.
При чем тут ответственность? Что за бред?
Развитие метакомпетенций - модная тема, и сложно спорить, что, например, навыки принятия решений очень полезны. Вопрос для меня в том, как они формируются и можно ли им "обучать". Хорошо ли учат навыкам принятия решений в бизнес-школах? Можно ли называть научением передачу алгоритмов? Кто, в конце концов, это будет делать в сотнях тысяч школ?