24 мая в Москве состоится конференция «Будущее по Марксу», одним из участников которой станет Андрей Шевчук – старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, исследователь труда и, в частности, фриланс-сегмента российской экономики. Republic поговорил с Шевчуком о ценностях российских фрилансеров, будущем профсоюзов и платформенной экономике.

– Чему будет посвящено ваше выступление на конференции «Будущее по Марксу»?

– Актуальной, как мне кажется, теме – проблемам в сфере занятости, возникающим вместе с распространением онлайн-платформ. К сожалению, в русском языке нет подходящего эквивалента английскому gig economy, хотя, наверное, мы можем называть это «платформенной экономикой краткосрочных контрактов».

На Западе в последние годы эта тема очень проблематизируется – по большому счету, тот же Uber в прессе воспринимается уже почти как негативное явление с точки зрения профессиональной занятости и прав работников.

– Сейчас это сфера организационных инноваций, так как она еще слабо регулируема. Практически каждая компания, выходящая со своим каким-то решением, предлагает совершенно новый взгляд на трудовые отношения. Перед нами множество различных образцов, из которых какие-то будут приняты, какие-то заблокированы, в том числе на законодательном уровне. В классических организациях подобные эксперименты невозможны, там все зарегулировано. Нам как ученым нужно проводить своего рода социальный аудит этих экспериментов.

Ну, в принципе, на примере России мы видим как всего одна компания, «Яндекс», потихоньку прибирает к рукам все основные сервисы и становится монополистом. Не сможет ли компания в итоге просто навязать всем свою собственную единую модель?

– По умолчанию почему-то все уверены, что люди стремятся к традиционной модели трудовых отношений. Для меня это неочевидно, это еще требуется доказать эмпирически. Если мы спросим водителей «Яндекс.Такси», хотят ли они быть работниками классического таксопарка, скажут ли они «да»? Ведь есть люди, для которых действительно важно обладать таким свободным статусом, не находиться в каком-то четком графике и иерархическом подчинении.