Американская супергероика всегда служила отражением доминирующей в стране культуры и передавала основные настроения общества. В конце 1930-х годов, в ответ на потребность в спасителях на фоне Великой депрессии, выходят первые комиксы о Бэтмене и Супермене; во время Второй мировой войны в моду входят патриотические истории о борце с нацизмом – Капитане Америка; в 1960-е годы, в разгар гей-освободительного движения и движения за права чернокожих, на прилавках появляются истории о Людях Икс – представителях меньшинства, которое общество ненавидит исключительно за факт его существования. Несмотря на внешнюю несерьезность, жанр всегда оставался крайне политизированным (даже когда политизированность была завуалирована), и это одна из причин его популярности.
Современные комиксы отличаются высоким уровнем продаж и мировой популярностью во многом потому, что поднимают острые темы и отражают актуальные события. В качестве примера можно привести комикс X-Man Black: Magneto, вышедший год назад: главный антигерой 1960-х, переживший холокост мутант Магнето, спасает детей-мутантов из специального лагеря, в котором их изолируют от родителей по приказу правительства и вопреки мнению правозащитников. В комиксе проводятся явные параллели между действиями мутантофобного правительства и администрации президента Трампа, изолирующей детей-мигрантов в закрытых учреждениях вопреки точно таким же протестам правозащитников, которые звучали по телевизору в момент появления комикса. В комиксе также проводится параллель между действиями нацистов и мутантофобией (читайте: мигрантофобией) правительства, в очередной раз утверждается американская индивидуалистическая идея о важности внимания к личности, а не к группе, к которой принадлежит человек, а в качестве ключевого героя выбран человек с непростым прошлым – Магнето, чьи преступления обеляются на фоне нарушающих права человека действий политиков и правых популистов.
Успех недавно вышедшего в прокат фильма «Джокер», частично основанного на графическом романе Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка» (Batman: The Killing Joke. DC, 1988), свидетельствует о том, что реализм и политическая ангажированность комиксов привлекательны для аудитории. За месяц фильм собрал в глобальном прокате $952,2 млн (включая $306 млн в США) при бюджете, оценивающемся в $55 млн.
За прошлый 2018 год только в США и Канаде было продано комиксов и графических новелл на $1095 млрд. На данный момент лидирующими в этой отрасли являются издательства Marvel и DC (обе компании в течение последних лет занимают по 30–40% мирового рынка – точная цифра зависит от конкретного года и месяца). При этом в июле 2019 года стало известно, что Marvel выпустил и продал примерно в два раза больше графических новелл и комиксов, чем DC (год назад DC выпустила больше комиксов, несмотря на лидерство Marvel на рынке). Важной частью бюджета являются фильмы по комиксам. Для Marvel самым прибыльным проектом последнего года был фильм «Мстители: финал» – более серьезный и неоднозначный, чем предыдущие два из той же серии: сборы превысили $858 млн в одних только США.
Начиная со времен Рейгана комикс стал не просто политическим, но и протестным жанром. Учитывая особенность индустрии – «обычные» серии комиксов создаются довольно быстро и выходят с регулярной периодичностью, а авторы специальных графических изданий чаще всего известны по другим своим работам, – этот жанр идеален для описания текущей политической ситуации без прямого указания на конкретные политические фигуры. (Marvel преуспевает в этом искусстве во многом благодаря серии про Людей Икс, под которую можно подвести любое политическое событие, касающееся прав меньшинств, в то время как самыми продуманными произведениями DC являются крупные графические романы.)
Подобный способ переосмысления реальности через развлекательную индустрию был бы полезен и для современной России, особенно учитывая существующую цензуру.