На прошлой неделе житель Якутии Александр Габышев, который называет себя шаманом-воином, отправился в новый поход на Москву, чтобы изгнать из Кремля Владимира Путина. Прошлый поход с той же целью закончился задержанием Габышева и его депортацией в Якутск: там шамана отправили на психиатрическое освидетельствование и возбудили дело о призывах к экстремизму. Шел в Москву и на этот раз противник Путина недолго – через несколько дней его снова задержали. Но если летом новости о походе шамана оказывались в топе повестки, их обсуждали в соцсетях, материалы о Габышеве отлично читали, то новая попытка изгнать Путина особого интереса аудитории не вызвала. В топе был другой герой – приговоренный к условному сроку студент ВШЭ Егор Жуков. Публика спорила о том, кто же он такой – новый мессия и будущий президент, либо демагог, альт-райт и угнетатель женщин, ей было не до шамана, которому достались крохи от прежнего внимания. К этому понедельнику на периферию повестки попал и Жуков.
Вечный поиск
Общество упрямо ищет своего героя и во время поисков коронует любого попавшегося под руку человека. Герою не обязательно даже критиковать власть – достаточно просто оказаться ее жертвой. Так было, например, с актером и бывшим росгвардейцем Павлом Устиновым. На известном плакате – обложке трех деловых газет времен дела Ивана Голунова – меняли фамилию: «Я/Мы – Павел Устинов».
В Устинове тоже видели провозвестника будущего освобождения – не интересовался человек политикой, даже был сторонником Путина, но теперь попал под каток и точно заинтересуется, и примет в протесте самое деятельное участие. Устинов вместо этого от оппозиции всячески открещивался и с радостью пришел на RT, но его особенно не критиковали – публичное внимание вывело на сцену нового героя – как раз на якутского шамана Александра Габышева. Человек, который готов пройти всю страну, чтобы изгнать президента, – фигура, конечно, любопытная, но многие ведь даже всерьез поверили, что изгнание непременно случится. В дискуссиях в соцсетях вполне себе образованные люди спорили с теми, кто смел сомневаться в действенности магической процедуры и сверхъестественных способностях нового освободителя. Выходило, что магия – очень даже неплохой инструмент в политической борьбе, а чудесная сила дело такое – понял, что она снизошла на тебя уже стал шаманом. Скорее всего, период шаманизма в оппозиционной политике длился бы не очень долго – до Москвы из Сибири, куда добрался Габышев, идти не один месяц, и протестно настроенная публика успела бы найти себе нового мессию. Но шамана задержали, и все пошло по накатанной схеме – от мемов «Я/мы шаман» до полузабвения.