Ролик со смеющейся дикторшей ГТРК, которая зачитывает сводку о росте доплат пенсионерам и льготникам, и в какой-то момент не может сдержать эмоций, был записан 1 февраля, попал в сеть только 9-го – и мгновенно вышел в топ «Яндекса», комментируется и обсуждается. Естественно, первое, что приходит в голову нам, уверенным пользователям пропаганды – что это не случайно. Так уже бывало с какими-то зазнавшимися чиновниками, чьи выложенные откровения про «макарошки» счастливо совпадали с очередной кампанией по борьбе с «чванством на местах». «Когда палец указывает на небо, дурак смотрит на палец», говорилось в известном фильме. Что же было истинной причиной появления ролика, зачем и кто его «слил»? Холодная месть завистников дикторши на местах, конкурентная борьба (такой ролик сегодня вполне может стоить карьеры)? А, может быть, наоборот – кто-то решил поставить на место самих пропагандистов? Или – самая крамольная мысль – сами пропагандисты, возможно, пытаются нам о чем-то сообщить: типа «мы и сами все понимаем»? Наконец, поскольку речь о льготах, – а это болезненная тема, – ролик косвенно бьет по новому правительству; кто-то решил это самое правительство немного потроллить, чтобы, так сказать, не расслаблялись, не упивались своей «технократичностью»?
Машина диктора
В мире, где граница между правдой и ложью размыта, сознание неизбежно зависает, как муха в сиропе. Не вызывает сомнений только одно – что сама ситуация правдоподобна и типична. Мы не знаем, сколько раз вот так хохотали государственные дикторы и дикторши в каких-нибудь московских или иных студиях, по сходным или другим поводам, но догадываемся, что комизм ситуации запрограммирован самим устройством пропагандисткой машины – пока в ней сохраняется такой архаический элемент как диктор. Не ведущая, не журналистка – именно дикторша, та, которая, как пел Галич, вечно сообщает «про успехи в космической области». Сообщает то, что не подлежит никакой критике или сомнению, а должно приниматься на веру в качестве официальной версии бытия. Наум Коржавин вспоминал, что от советских дикторов на Гостелерадио требовали не просто хорошей дикции, но «певучести в голосе». Это и есть на самом деле голос самой власти; не президент, не премьер-министр – именно диктор и закрепляет в сознании миллионов представление о том, что есть норма, а что – не есть.