Гея умоляет Афину пощадить ее сыновей / Wikimedia Commons

Гея умоляет Афину пощадить ее сыновей / Wikimedia Commons

Коронавирус стал новой звездой экрана. Неожиданно и быстро микроорганизм оказался в центре публичной жизни более сотни стран мира. О нем все говорят, пишут, из-за него не спят ночами. По его желанию меняют свои традиции и привычки. О нем спорят ученые, научные популяризаторы и те, кто никакого отношения к микробиологии не имеет. Ученые в разных странах проводят эксперименты, ищут варианты лечения и профилактики, тестируют многочисленные теории о связи вируса с разными факторами (например, зоной распространения, температурой и влажностью).

В стороне от обсуждения не остались и социальные исследователи. Идеи общественных наук применяются к новой ситуации, в которой оказались человек, общество и маленький организм, выступивший против них. Моральная паника, экономические последствия, биологическая и социальная справедливость, выявление скрытых обычно деталей социальной структуры общества, экологический эффект – это не полный список тем, которые сейчас активно обсуждают онлайн социологи, антропологи, историки, экономисты. Но в своих обсуждениях мы не замечаем самого микроорганизма. Здесь многие могут возразить: «Как же так? Мы только и говорим про него в соцсетях и на кухне». Однако микроб оказывается не главным героем на сцене, а бутафорской поделкой, которую люди рассматривают и обсуждают на сцене. Или фоном, причиной, фактором социальных отношений, как обозначили бы эту роль исследователи, работающие в рамках традиционной социальной теории. Можно ли пересмотреть наше представление о других живых существах, проживающих на планете вместе с нами, включая и микроорганизмы?