«Россия – это не просто страна, это – целый мир. Так написал один знаменитый русский публицист страны Царей, размышляя о разнообразии происхождения населяющих ее народов, многообразии климатических условий, природных богатств и различных корней, питающих отдельные человеческие особи, из которых состоит империя».
Лонгриды начала ХХ века – не чета нашим нынешним. В те времена люди не боялись и не ленились читать, а то, что у них называлось большой журнальной статьей, в наше время сошло бы за книгу. Сегодня речь как раз о такой статье, в которую один знаменитый путешественник из США попытался упаковать все, что среднему американцу следует знать про «целый мир», который «больше, чем вся Северная Америка, больше, чем Соединенные Штаты, Аляска, Канада, Мексика, Центральная Америка, Куба, Пуэрто-Рико, Гаити и другие острова Карибского бассейна, вместе взятые».
Мы на «Севере» рассказывали уже о том, какой видели Россию американцы в разное время. Помним про Джона Ллойда Стефенса, веселого и любопытного туриста, который в 1835-м раздавал взятки алчным чиновникам и залезал внутрь Царь-Пушки. Помним Джорджа Кеннана, который приехал к нам через 50 лет после Стефенса, заставил весь мир говорить о политических репрессиях в России и написал одну из главных книг по истории сибирской ссылки.
Сегодняшний наш герой на них не похож. Он самоустраняется, выносит себя за рамки сжатого повествования, ни слова не говорит о собственных впечатлениях. Он – не писатель. Он – журналист, причем известнейший, из таких, чьи заслуги признаны целым миром. Да еще и один из отцов фоторепортажа как жанра (по крайней мере, так считают в Америке).
И Россию он, конечно, тоже фотографировал.