Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. Государственная Третьяковская Галерея

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. Государственная Третьяковская Галерея

Взаимоотношения с Россией всегда были важной частью внешней и внутренней политики европейских стран. Оставим искушение окунуться в исторические глубины и навеваемые ими параллели, а сосредоточимся на текущем веке. Все 22 года XXI века в России во власти находится один человек — Владимир Путин (или «коллективный Путин», воплощением которого является всем известный Владимир Владимирович; как на самом деле устроена в XXI веке власть в России, нам не ведомо, так как это — особо охраняемая государственная тайна). При Путине во взаимоотношения с Европой добавился один тайный компонент, значение которого становится все более явным. Этот компонент — коррупция. Если поначалу казалось, что с приходом Путина главной целью его самого и его окружения является личное обогащение, а российская коррупция — наша внутренняя проблема, то теперь понятно, что все, кто так думал, ошибались. Коррумпирование европейских (и не только европейских) политиков и чиновников — важный инструмент путинской внешней политики.

Осознав этот факт, мы поймем, наконец, причины геополитических успехов Путина, который «всех переиграл», почти полного отсутствия барьеров для российской пропаганды, более двадцати лет разъедавшей сознание людей по всему миру.

Спецоперация, конечно, ситуацию поменяла. Появилось понимание, что стоит за деньгами Путина и какую высокую цену коррумпированные им политики Запада заплатят за них. Посмотрим, как после 24 февраля стало меняться отношение лидеров богатых и успешных стран Европы к президенту России.

Великобритания

Столица Великобритании недаром заслужила прозвища «Лондонград» и «прачечная», за прошедшие 20 лет она стала прибежищем многих аффилированных с российской властью россиян, чьи сверхвысокие доходы — следствие масштабной коррупции. Среди самых богатых лондонцев — Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Алишер Усманов. Там же живут и владеют элитной недвижимостью дети, жены и любовницы крупных российских чиновников. Даже убийство Александра Литвиненко в 2006 году радиоактивным полонием и вердикт, вынесенный судьей Высокого суда Лондона Робертом Оуэном после проведения им публичного дознания в 2014 году, в котором он утверждал, что за убийством Литвиненко стояли российские власти ничего не изменили в поразительной лояльности британской власти к богатым россиянам и в полном отсутствии интереса к происхождению их богатств.

В 2008 году Великобритания запустила программу «золотых виз», дающую иностранцам, вложившим в британскую экономику минимум 2 млн фунтов, вид на жительство с последующей возможностью получения гражданства. С 2008 по 2015 годы более 700 россиян воспользовались этой схемой. Часть из них уже получили британский паспорт, а с ним и право финансировать политические партии. Британские политики и пресса много говорили и писали о том, что «визы инвестора» часто получают обладатели капиталов сомнительного происхождения, и в 2015 году правила выдачи этих виз были ужесточены: правительство ввело проверку, как и когда заявители приобрели свое состояние.

Лишь после покушения на отца и дочь Скрипалей, в ходе которого погибла гражданка Великобритании, Палата общин провела в 2018 году расследование под названием «Российская коррупция в Британии». По его итогам парламентарии признали, что Великобритания годами не предпринимала достаточных мер для того, чтобы остановить поток «грязных денег» из России. «В результате все это время "грязные деньги", отмытые через "ландромат" в офшорах британских заморских территорий, оседали в лондонской элитной недвижимости, в акциях, в предметах роскоши и на счетах компаний, которые обслуживают состоятельных людей без лишних вопросов». Но выводы парламентского расследования носили рекомендательный характер; единственное его последствие — еще немного ужесточили правила выдачи «золотых виз», но отменять их не стали. В 2020 году парламентский комитет по разведке и безопасности вновь заявил, что визовая схема для инвесторов привлекает многих коррупционеров из России, и снова никаких последствий это не возымело.

И только в середине февраля 2022 года, на фоне обострения напряженности между Россией и Западом из-за реальной угрозы вторжения в Украину, Министерство внутренних дел Великобритании официально закрыло программу «золотых виз». По данным Би-би-си и Financial Times, это решение правительства было принято под давлением депутатов британского парламента и от оппозиции, и от правящей Консервативной партии.

Качественные изменения в отношении с Россией произошли после того как Путин объявил о начале специальной военной операции утром 24 февраля. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступил с видеообращением, в котором осудил действия России и призвал союзников снять зависимость от российских нефти и газа, «которая слишком долго позволяла [Владимиру] Путину управлять западной политикой».

Джонсон пообещал, что Лондон примет «самый жесткий» пакет экономических санкций, который Россия «когда-либо видела», за российскую военную операцию на Украине. Великобритания вводит блокирующие санкции против ВТБ, чьи активы в стране будут заморожены, и «Аэрофлота», который больше не сможет летать в королевство, объявил британский премьер.

В санкционный список Великобритании 24 февраля вошли также вице-президент ВТБ, сын главы ФСБ Денис Бортников, предправления Промсвязьбанка, сын экс-премьера Михаила Фрадкова Петр, предправления Новикомбанка, опорного банка госкорпорации «Ростех», Елена Георгиева, зампредправления нефтехимической компании «Сибур» и участник списка Forbes Кирилл Шамалов, гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, а также предприятия — «Уралвагонзавод», госкорпорация «Ростех», ОАК и производитель вооружений — Тактическое ракетное вооружение.