С прошлой осени, когда ФРС, наконец-то «увидев» инфляцию, начала повышение ключевой ставки — самыми быстрыми темпами с 1970-х годов, — большинство экспертов спорили лишь о том, будет ли результатом действий регулятора «мягкая» рецессия или удастся обойтись вовсе без нее. Поводом служили удивительно сильные данные об американской экономике: низкая безработица, большое количество рабочих мест, растущая уверенность потребителей и компаний.
Но, как всегда, «порвалось» не там, куда все смотрели, а там, где, казалось, после финансового кризиса 2008 года никаких проблем быть не должно. Теперь те же эксперты говорят о том, что ФРС, возможно, была неосмотрительна не только когда держала нулевые ставки вопреки растущей инфляции, но и когда стала повышать стоимость кредита быстрыми темпами. И составляют списки банков, находящихся под ударом — а там есть не только мелкая рыбешка, но и настоящие «киты».
В понедельник ФРС провела закрытое заседание. Многие назвали его экстренным, но на самом деле, это плановое заседание, которое проходит каждые две недели. Экстраординарность его лишь в том, что с пятницы в США разгорается банковский кризис — и пока неясно, чем он закончится и когда.
Очевидно, что на заседании обсуждалась сложившаяся ситуация. Но в связи с тем, что с понедельника начался недельный «период тишины» перед очередным заседанием ФРС по поводу ключевой ставки, данные об обсуждении в прессу не просочились. Судя по поведению американского фондового рынка, инвесторы верят в лучшее, но интрига сохраняется. Сегодня должны выйти данные по инфляции, но, если до сих пор они служили ориентиром того, насколько ФРС повысит ставку, после событий прошедшего уикенда можно только предполагать, на что будет смотреть ФРС: на упорство инфляции — или на положение, в котором оказались многие банки страны.
Жертвы ставки
Первый звонок прозвучал еще 2 марта, когда крупнейший американский крипто-банк Silvergate сообщил о задержке с публикацией годового финансового отчета, а затем и вовсе заявил о своей «возможной несостоятельности» по причине резкого снижения уровня капитализации. Акции банка за сутки рухнули почти на 60%, а в прессе начали появляться данные о том, какие компании держали в банке свои средства. Дело в том, что в США банк был основным «мостом», соединявший криптовалютный мир с фиатным — крупнейшими клиентами банка были такие известные участники крипторынка, как Coinbase, Galaxy Digital, Bitstamp, Cboe Digital, Paxos, Circle и… рухнувшая криптобиржа FTX. Собственно, убыток от краха FTX и стал началом конца Silvergate, но была и другая причина, о которой позже.
10 марта рухнул 16-й по величине активов американский банк Silicon Valley Bank — основной банк для множества IT-стартапов Кремниевой долины и множества других стран — от Великобритании до Индии. После этого акции большинства банков начали падать в цене — у некоторых снижение достигло 65%, а котировки швейцарского банка Credit Suisse, уже давно испытывающего проблемы, дошли до исторического минимума.
По этой причине в понедельник на американской бирже из-за резкого падения котировок были приостановлены торги по акциям более 30 банков.
Перед этим, в выходные регуляторами штата Нью-Йорк был закрыт главный криптовалютный банк США — Signature Bank, та же участь чуть не постигла и First Republic Bank, но в воскресенье он сообщил, что получил дополнительное финансирование через JPMorgan и Федрезерв. Тем не менее, судьба его, как и еще минимум 20 банков, остается под вопросом.
У каждого из банков есть свои причины для «дыры» в балансе, но есть и одна общая.