Unsplash.com

Впервые за несколько месяцев российские власти беспокойно заговорили об «утечке мозгов» из России: они наперебой стали призывать возвращаться в страну уехавших из-за войны IT-специалистов и одновременно заявлять, что чуть ли не половина из них уже успела вернуться. Чиновники и депутаты обещают, что у «возвращенцев» есть перспективы внутри страны, однако сами айтишники в это не верят.

Программисты рассказали Republic, возвращаются ли их коллеги в страну, почему они сами остаются за границей и что должно произойти, чтобы они согласились поехать домой.

«Перспективы IT в России мне сложно представить»

Ярослав, 38 лет, Испания

Недавно я успел ненадолго съездить из Испании в Россию — мне нужно было по личным делам. Ездил на автобусе туда и обратно, часа за три-четыре прошел границы с Россией. Меня никто ни о чем не расспрашивал, никаких повесток не выдавал, ничего такого не было. Возможно, дело в том, что моя ВУС (военно-учетная специальность. — Republic), которая записана в военнике, сейчас российской власти не нужна. Я не буду ее называть, но скажу, что, если она понадобится на войне — значит, всем придется зарываться под землю.

Я уехал из России почти сразу после начала войны, весной. Сначала я уехал в Турцию, но потом вернулся по домашним делам, в конце концов там еще была моя семья. Но оставаться в России я все равно уже не собирался. Никто не думал, что все так стремительно случится: как раз началась мобилизация, и пришлось снова быстро уезжать — в Казахстан, а потом снова в Турцию.

Изначально из России я дернул сам, компания потом мне все эти расходы компенсировала. Купил билеты и полетел. До переезда в Испанию я находился в Турции, жил в отеле, который оплачивала компания.

Еще до начала войны куча моего знакомого народа из IT уехала в Европу, в Америку по приглашению компаний, никто не вернулся. Я верю в то, что какой-то поток возвращающихся в Россию есть, но он, на мой взгляд, скорее вынужденный.