Впервые за несколько месяцев российские власти беспокойно заговорили об «утечке мозгов» из России: они наперебой стали призывать возвращаться в страну уехавших из-за войны IT-специалистов и одновременно заявлять, что чуть ли не половина из них уже успела вернуться. Чиновники и депутаты обещают, что у «возвращенцев» есть перспективы внутри страны, однако сами айтишники в это не верят.
Программисты рассказали Republic, возвращаются ли их коллеги в страну, почему они сами остаются за границей и что должно произойти, чтобы они согласились поехать домой.
«Перспективы IT в России мне сложно представить»
Ярослав, 38 лет, Испания
Недавно я успел ненадолго съездить из Испании в Россию — мне нужно было по личным делам. Ездил на автобусе туда и обратно, часа за три-четыре прошел границы с Россией. Меня никто ни о чем не расспрашивал, никаких повесток не выдавал, ничего такого не было. Возможно, дело в том, что моя ВУС (военно-учетная специальность. — Republic), которая записана в военнике, сейчас российской власти не нужна. Я не буду ее называть, но скажу, что, если она понадобится на войне — значит, всем придется зарываться под землю.
Я уехал из России почти сразу после начала войны, весной. Сначала я уехал в Турцию, но потом вернулся по домашним делам, в конце концов там еще была моя семья. Но оставаться в России я все равно уже не собирался. Никто не думал, что все так стремительно случится: как раз началась мобилизация, и пришлось снова быстро уезжать — в Казахстан, а потом снова в Турцию.
Изначально из России я дернул сам, компания потом мне все эти расходы компенсировала. Купил билеты и полетел. До переезда в Испанию я находился в Турции, жил в отеле, который оплачивала компания.
Еще до начала войны куча моего знакомого народа из IT уехала в Европу, в Америку по приглашению компаний, никто не вернулся. Я верю в то, что какой-то поток возвращающихся в Россию есть, но он, на мой взгляд, скорее вынужденный.
Было бы за кого переживать - ITишников. Одни из самых востребованных специалистов, и легко ассимилирующиеся в современном обществе люди, с базовым английским по умолчанию.
Я знаю около 300 человек из ИТ, которые переехали после 24, особенно после мобилизации. Из них вернулось 2. Такая математика.
Я знаю около 300 человек из ИТ, которые продолжают жить и работать в России и никуда не уезжали. Знаю только 2 которые уехали - один из них это я, но я уехал задолго до 24, так получилось. Есть и такая математика.
Триста знакомых? Вот это да - суперобщительность. У меня и тридцати не наберется.
Впрочем, это все упирается в то, какой смысл вкладывается в слово "знаю". У меня за 25 лет преподавательской работы было, наверно, около тысячи студентов. Можно при желании сказать, что я их всех "знаю". Такая "суперматематика"...😀
В огороде бузина, а в Киеве дядька, нормальная дискуссия.
>Триста знакомых?
Ну да, средняя такая IT компания. Очень удобно собирать статистику кто уехал, а кто нет.
На самом деле мне просто всегда очень смешно слышать аргументы вида "все кого я знаю" или "никого не знаю кто бы". Поэтому я встрял с анти-примером.
Но пример настоящий, очень мало кто уехал из знакомых айтишников ))
Да и какая разница, если честно. Выборка «все кого я знаю» очевидно не репрезентативна, а аккуратной статистики всё равно ни у кого нет. Личные истории - это просто личные истории, повод задуматься о собственных мотивах и собственных планах. К чему эти обобщения.
Ну, не исключено, что оба примера реальны. Первый собеседник может каким-то образом знать о трёхстах уехавших (каким - не знаю, он об этом не пишет, но это не обязательно означает враньё), и то, что вернувшихся всего двое - это совершенно естественно, кто же в здравом рассудке, найдя работу на Западе, поедет вдруг обратно. Ну а компания, которую имеете в виду Вы, вполне может быть хорошим местом, которое жалко бросать, особенно если ее руководство сумело каким-то образом обезопасить сотрудников от призыва на войну (что вообще говоря не так-то просто).
«тренировка устойчивости и целостности сети в случае ее блокировки извне»
Что же должно произойти, чтобы ИЗВНЕ заблокировали и Китай, и челядь, и Иран?
До айтишников ли уже тогда будет с их метаниями?
Я вот тоже думаю, что это полный булшит, что айтишники возвращаются. Никто туда по своей воле и в своем уме сейчас не поедет.
Как написали уже кто-то вернется. Но тут снова история про отбор. Те, кто более востребован и найдет лучшую работу - не вернутся.
Трое моих знакомых вернулись. Уезжали после начала мобилизации в сентябре. Работают в Альфе и в Тиньке в настоящее время. Имхо, как вернулись, так и уедут снова, если припрет. Однако, нельзя мотивы всех людей одной краской описывать. В описываемом случае бытовая неустроенность в Казахстане VS 400+ тр\мес в России в условиях привычных для молодых людей сервисов послужила причиной решения о возвращении.
Я не считаю решение о возвращении дальновидным, но у каждого свои обстоятельства. Они попытались, не получилось.
С другой стороны, количество невозвращенцев (на текущий момент) из моих личных знакомых заметно выше количества вернувшихся.