Фото: IMAGO/PRESIDENT OF UKRAINE apa/Global Look Press
В Джидде прошел двухдневный форум лидеров 40 стран мира, на котором поднимался важнейший вопрос: как завершить российско-украинскую войну. Участники обсудили украинский проект мирного договора — «формулу мира Зеленского». Впервые она была озвучена им 24 июня в Копенгагене в условиях секретности, как писали СМИ. В Джидде к обсуждениям присоединился Китай, и многие обозреватели надеялись, что его слово может повлиять на позицию России. Но итоги форума выглядят противоречиво. Фарида Курбангалеева поговорила с политологом и китаистом Александром Габуевым о том, почему у форума нет конкретных результатов и можно ли считать участие Китая в этой встрече прорывом.
«Принципы Устава ООН признают все, даже Владимир Путин или Дмитрий Медведев»
— Почему был выбран такой странный формат мероприятия, при котором Россию — одного из главных участников конфликта — никто ни о чем не спрашивает?
— Переговоры между российской и украинской сторонами уже были в относительно продвинутой стадии по состоянию на весну прошлого года, но затем прекратились и закончились ничем. Сейчас речь идет о том, чтобы Украина и ее западные союзники создали некую глобальную платформу, на которой обсудили бы возможные пути решения того, что беспокоит другие страны, в том числе те, что являются важными партнерами России и позволяют российской военной машине работать.
После нахождения этих точек соприкосновения было бы согласовано некое общее видение того, как эту войну завершать, где на Россию можно давить, какие рычаги использовать. И дальше это видение уже будет доводиться до Кремля.
Прежде всего это пиар-инициатива, направленная на то, чтобы показать, что на стороне Украины выступают не только западные страны, но и большое количество развивающихся стран, так называемых стран Глобального Юга.
И тем самым оказать дипломатическое и пиар-давление на Москву.