Психолог Екатерина Маркова, прожив более 12 лет в США, вернулась в Россию со стартапом. Вместе с партнером, специалистом в сфере IT, они внедрили современные мультипликационные технологии в процесс терапии. Получились мультяшные герои-психологи-аватары, которые вызывают гораздо больше доверия у детей, чем чужие взрослые. Этот проект анимированной ментальной поддержки назвали «Анимаго».
Republic поговорил с создательницей программы о современных детях и реалиях, в которых, вопреки всем стереотипам об успешном человеке, им приходится идти к самой здоровой цели в жизни — счастью.
— Екатерина, миллионы россиян прямо сейчас находятся в депрессии. А что тогда происходит с нашими детьми?
— Состояние взрослого сильно влияет на ребенка. Ведь даже младенцы распознают эмоции родителей. Дети считывают наше настроение. Когда взрослый испытывает психологические трудности, то коммуникация сильно страдает, так как негатив перенаправляется на детей. Родители, у которых развивается депрессия или тревога, могут быть менее внимательными, менее вовлеченными и менее последовательными. А общение становится формальным, паллиативным. Тогда дети начинают испытывать нехватку необходимой опоры и ресурсов. Это может способствовать травматизации детей и развитию психических проблем.
Согласно исследованиям, около 60% дошкольников и 70% школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. А о неустановленных проблемах можно только догадываться. Чаще всего я сталкиваюсь с разными формами тревоги у детей и подростков, с эмоциональными проблемами, возникающими на фоне СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) и РАС (расстройств аутистического спектра), а еще с отсутствием качественной связи между детьми и родителями. Я также вижу, что родители чрезмерно полагаются на инструкции и мало доверяют себе. А еще не умеют выстраивать здоровые границы как для себя, так и для своих детей.
— Современные дети отличаются от прошлых поколений? Сегодня много говорят об их «отложенной взрослости». Дети в наши дни не приучены принимать решения, редко ходят по магазинам для семьи, почти не помогают по хозяйству, мало ездят по одному в метро — специалисты ВШЭ называют их «менее самостоятельными». Или так кажется любому взрослому на протяжении всей истории человечества?
Читать вопросы было куда интереснее, чем ответы
С одной стороны, "родители чрезмерно полагаются на инструкции и мало доверяют себе", а с другой - "все ... должно регулироваться на международном уровне", "с этим надо разбираться на международном уровне".
С одной стороны, "У детей появилось ничем не занятое время — теперь они больше фокусируются на своих ощущениях и чувствах", а с другой - "у ребенка становится меньше возможностей, чтобы вступить в контакт с собой, своими чувствами, своим воображением".
"Дети начинают использовать гаджеты как внешний способ регуляции своего дискомфорта, не развивая при этом внутренних механизмов его регуляции" - и это говорит человек, продающий еще одну активность онлайн, общение с экраном.
Ай-ай-ай
Обучение в Америке принесло хорошие плоды! Единственное замечание о том, что :"Превалирующие в нашем обществе идеология успеха и идеология изначальной греховности (или «нехорошести») человека тоже объясняют проблему «неспешного взросления"- принадлежит скорее протестанско-католическому мировоззрению, а не православному....
"идеология изначальной греховности (или «нехорошести») человека" не принадлежит православному мировоззрению? да этим всё пропитано. отсюда и непрестанное "господи, помилуй мя грешного" и надежда на спасение.
Ну при чем здесь "Господи помилуй"? Католицизм и православие рассматривают понятие первоначального (первородного) греха по разному : первородный грех, это тот, который передается каждому человеку при рождении. Согласно православию, первородный грех – это грех «полученный», а не «совершенный», это состояние, а не деяние. Хотя первородный грех присущ каждому, он не носит характера личной вины потомков Адама. Первородный грех человека рассматривается в православии в первую очередь, как порча природы, а не как «грех», в котором «виновны все люди» в отличие от западного богословия.