
Портрет Сталина в День Победы в Москве в 2012 году
Фото: Igor Kubedinov / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Это текст про лояльность и верность. Родине.
Но вначале — про весьма мною ценимое немецкое радио RB2. Это такая в Баварии разговорная радиостанция. На мой взгляд, одна из самых отвязных в мире: в смысле отвязанности от текущих событий. Никогда не знаешь, о чем там пойдет речь: о садовых пауках — или о банковском скоринге. Что очень полезно, когда учишь иностранный язык. Мой личный рейтинг до сих пор возглавляет программа (я про нее как-то вскользь упоминал) про pupsen, пуканье. Помимо того, что все твари, кроме птиц, пукают, эта программа убедительно доказала, что немецкая культура телесного низа иная, чем русская. Она скорее забавная, чем постыдная. И я понял, почему у Гёте в «Фаусте» действует персонаж по имени Proktophantasmist, «задопровидец» — а у Пушкина «зад» и «жопа» обитают в резервации эпиграммы…
Я это к тому, что прежде чем чужое отвергать, неплохо его понять. А поняв, черт его знает? — может, и принять. Ведь если публично не обсуждать метеоризм, то не узнать, что у птиц в пищеварительном тракте нет газообразующих бактерий…
А теперь перехожу к лояльности и верности. Потому что очередной эфир Radio Bayern 2 была посвящен именно верности, die Treue.
Сначала все шло академически. Начали с этимологии (вероятно, «die Treue» — от английского «true»). Свернули на то, почему в любви так ценится телесная верность, а не лояльность (когда, гульнув, все же возвращаются в семью). Затем перешли на программы клиентской лояльности. А потом стали рассуждать о различиях между семьей, бизнесом и государством, задавшись вопросом: чего вправе государство требовать от сограждан — лояльности или верности?
Чудесный вопрос! Я бы предложил его включить в блиц Кате Гордеевой наряду с ее «Родина или истина?» и «Милосердие или справедливость?»
Вы бы вот как ответили?
Немецкий ответ таков: если государство требует от граждан верности, то это тревожный признак. И в эфир пошла архивная запись публичных клятв в верности Гитлеру и Рейху.
Чем же плоха верность?
Да, да и да!!
Ну наконец-то кто-то выразил эту мысль! Спасибо.
Судя по дизлайкам, верующие обиделись)
Дискуссию ведут о том, в чём разбираются, ну или точнее думают (временами вполне обоснованно), что разбираются. Место, где ты прожил большую часть времени своей жизни кажется гораздо более понятным, чем всё остальное. Так что не удивительно, что те, кто уехал, временами влезают в этот дискусс.
Другое дело, IMHO, степень вовлечённости сильно преувеличена. Подавляющее большинство строить счастье условно "на родине" совершенно не стремится -- бытовых проблем выше крыши, как и везде. Так что по большому счёту заграница, как и, собственно, и инопланетяне (разве что персонификация смерти из Плоского мира Пратчетта -- но это известный человеколюб), нам определённо не поможет. Мы им тоже.
Родина, страна и государство - три большие разницы. Можно любить страну и воевать с её государством, как когда-то немецкие антифашисты или русские белогвардейцы.
Соответственно надо различать патриотизм по отношению к стране и лояльность по отношению к государству.
А Губин (и Путин) это смешивают.
В российском дискурсе не бывает никакого "патриотизма по отношению к стране". Это просто любовь к родине (именно так, к родине с маленькой буквы, кто учился в школе в советские времена вспомнит отделение родины от Родины). "Патриотизм" в российском дискурсе - это даже не про вечное жванецкое "одобрямс!" начальству, это теперь про готовность убивать и умирать за непонятные цели мутных чувачков, которые возомнили себя царями.
Не даром ведь у классика было: "Если заговорили о патриотизме, значит проворовались". Или другое: "Патриотизм - последнее прибежище негодяя".
Я учился в советское время и нам про родину вообще не учили. Только про Родину. Написание с маленькой буквы каралось.
Отличали в Совке Родину и родину.
Наверное, директриса крупно проворовалась, не поделилась с кем надо, и запаниковала.
Потому вся Ваша школа ударилась в неуёмный патриотизм ))
Видимо, мы учились в разное время. Я имею в виду начало 1960-х. Тогда никакой родины не было. Допускалась формулировка "родной край". А Родина была у всех одна.
Справедливо.
Я учился от Брежнева до Горбачёва...
Возможно, действительно нормы изменили.
Я учился в СССР, и была родина (говорили еще "малая родина") и Родина. Их отличали.