Фото: Hübner / Bundesarchiv / Wikipedia Commons
«Возникший в годы Первой мировой войны дефицит продовольственного снабжения германского народа нацистский режим считал одной из главных причин воображаемого "удара кинжалом в спину" в 1918 г. Усугубившиеся в 1940–1941 гг. проблемы с продовольствием на территориях под контролем Германии угрожали одному из обязательных условий для продолжения нового глобального конфликта. Уже 11 августа 1939 г. сам Гитлер заявил потрясенному верховному комиссару Лиги Наций в вольном городе Данциге Карлу Якобу Буркхардту: "Мне нужна Украина, чтобы никто не смог снова уморить нас голодом, как в прошлый раз".
Услышав этот призыв, немецкие планировщики в течение шести месяцев с конца 1940 по июнь 1941 г. разработали концепцию, которая предусматривала изъятие существенного количества зерна на оккупированных территориях Советского Союза, что должно было обернуться потерями десятков миллионов жизней местного населения».
Глава из книги британского историка Алекса Кея «Империя истребления: история массовых убийств, совершенных нацистами» (новинка издательства Альпина нон-фикшн) рассказывает о финальной стадии подготовки так называемого «плана голода» (Hungerplan) в последние недели перед нацистским вторжением в СССР. Группу чиновников и «эффективных менеджеров», разрабатывавших бесчеловечную концепцию, возглавлял статс-секретарь (второе лицо) Рейхсминистерства продовольствия и сельского хозяйства (Reichsministerium für Ernährung und Landwirtschaft, RMEL) Герберт Бакке.
«Возможно, самая "тяжелая" книга из всех существующих о сути гитлеровского режима, ответственности немцев и моральном падении нации: автор показывает во всех подробностях, как именно, поэтапно, Германия, мобилизовав все наличные бюрократические, научные и технические достижения, выстроила настоящую индустрию истребления людей: логистику, техники умерщвления, способы камуфлирования масштабов процесса — и легитимации в общественном сознании» (из издательской аннотации).