Владимир Путин / kremlin.ru

«Техника государственного переворота» Малапарте как поваренная книга революционера («Неделю следить за телеграфом и мостами, затем послать роту верных и солдат и поставить на сильный огонь…») сегодня устарела даже в качестве объясняющего переломы времени текста. При этом за деревьями политических репрессий мало кто осознал, что Путин тихой сапой, но произвел в России культурный государственный переворот, по масштабу сопоставимый с октябрьским.

Сегодня в эмиграции — почти все знаковые писатели, поэты, мыслители, режиссеры, актеры, музыканты. А у остающейся в стране молодой поросли, которой положено расти в силу самой молодости, нет никакой подкормки в виде большевистской иллюзии нового, неслыханного и невиданного искусства (которой и жил советский чахоточный революционный авангард недолгое время перед смертью). То есть идея «вот расчистилась поляна, и мы ее займем, сбросив Быкова* (здесь и далее знаком *отмечены имена людей, внесенных в России в реестр "иноагентов". — Republic) и Сорокина с корабля современности» — наверное, в качестве движка работает. Но это советский движок: трескучий, вонючий и обескураживающе маломощный. В «Доме правительства» у Слезкина есть мимоходное упоминание о том, что из советской элиты «советскую литературу почти никто не читал, кроме специалистов, отвечавших за ее создание и распространение». То же и сегодня.

Путин реально совершил культурный переворот в девятой по численности населения стране, на которую никак (в отличие от более крупных Индонезии, Пакистана, Нигерии и Бангладеш) не закрыть глаза.