Одна из акций, в которой участвовала Мила Серова

Одна из акций, в которой участвовала Мила Серова

Фото предоставлено Милой Серовой

В декабре-январе в России участились коммунальные аварии. Однако с учетом санкций, экономических проблем, инфляции и дефицита бюджета это еще не самое страшное, что может произойти в ЖКХ. Чего именно ожидать, в интервью Republic рассказывает ЖКХ-активистка, координатор акции гражданского неповиновения «Не будь насосом, не качай наверх жуликам!» Мила Серова. На протяжении многих лет она борется с произволом в системе ЖКХ, а потому знает ее природу изнутри.

— Российские города снова накрыли коммунальные аварии. Что во всех этих происшествиях общего и какой вырисовывается тренд?

— Верховная власть уже сама понимает, что у них произошел капец в коммунальной инфраструктуре. Поэтому был создан отдельный национальный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры», на который обещают выделить 4,5 трлн рублей до 2030 года. Из них федеральное финансирование — лишь 53 млрд., а все остальное, самая большая часть, — из региональных бюджетов. То есть, по сути, скинули проблему на регионы, многие из которых дотационные. Бюджет Минфина складывается из разных источников, в том числе и из кредитов. А при нынешней ключевой ставке ЦБ кредиты — непозволительная роскошь, поэтому ясно: выполнить этот нацпроект нереально. А если ключевую ставку еще поднимут до 23–25%, то можно вообще забить большой болт на реформу коммунальной инфраструктуры.

Давайте отдельно возьмем тему теплоснабжения, потому что она самая громкая. В прошлом году все помнят фонтаны горячей воды в Новосибирске, Якутии, Подмосковье и даже в Москве рвались теплотрассы, дома замерзали, люди оставались без горячей воды и отопления. И вот начался новый год — в тех же самых регионах и городах происходит та же самая фигня. Сфера теплоснабжения недофинансирована на 50%.

В среднем выделяется 200 млрд рублей в год, а нужно минимум 400. И более-менее эту проблему они как-то затыкают деньгами в Москве, в Санкт-Петербурге и в Тюменской области. По остальным регионам недофинансирование доходит до 70%.

Спрашивается, как власть собирается решать проблему с финансированием? Самый простой способ — поднять тарифы, мол, тарифы растут в разы медленнее, чем стоимость строительных работы, оборудования и прочее. Сегодня правительство ограничивает рост тарифов на тепло на уровне инфляции. И надо поднимать не только тарифы, но и учитывать реальную инфляцию, а не ту, которую рисует Центробанк.

Зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева предложила создать новое министерство ЖКХ. За 25 лет в стране так и не появился орган, отвечающий именно за финансирование инфраструктуры и ее реновацию. Ответственность за коммунальное хозяйство размыта между разными ведомствами: одни полномочия относятся к Департаменту развития ЖКХ Минстроя, другие — к Минэнерго, третьи — к региональным и муниципальным властям. В результате, когда происходят каскады аварий, получается, что никто ни за что не отвечает. Короче, хотят создать еще одно паразитарное министерство, которое бы отвечало конкретно за инфраструктуру: котельные, водоканалы, канализационные станции, трубопроводы. В итоге появится околокорытная контора, куда пристроят своих друзей, родственников и любовниц.

Еще одна палочка-выручалочка от Минстроя — ЖКХ-облигации. Центробанк в 2022 уже принял решение о выпуске облигаций Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С помощью этих облигаций планируют до 2036 года пополнить региональные бюджеты на 2 трлн рублей. Под эти облигации хотят привлечь средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Деньги ФНБ пойдут на целевые займы для финансирования региональных проектов по строительству и реновации сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Боже мой, несчастный ФНБ, если в него запустят лохматую лапу ЖКХ-жулики, считай, страна останется без портков. Но тут в 2022 случилась СВОйна, и эта песенка понемногу стала затихать. Кроме того, финансироваться такие проекты должны были по ставке 3% годовых на срок до 25 лет, а сегодня ставка Центробанка 21%, и понижать ее, видимо, не собираются.

Но идея с облигациями ЖКХ так понравилась председателю Общественного совета при Минстрое Степашину, что в 2024 году он предложил председателю правительства РФ Мишустину следующее: разрешить собственникам, которые выбрали спецсчет для аккумулирования взносов на капремонт, конвертировать эти взносы в облигации капремонта. Мол, доходность от облигаций будет намного выше, чем процент от депозита. За счет облигационных займов мечтают до 2030 года заменить 40 тысяч лифтов! Вот сказочники! Кстати, сегодня банки на депозиты начисляют до 20%, так что выгоднее держать деньги на спецсчете. Облигации не являются платежным средством, это долговые расписки, у которых есть срок погашения. Вовремя не погасил — можешь наклеить на стенку. Облигации могут и заморозить, если государство не сможет их обеспечить.

Мифотворец Минстрой в 2024 году обрадовал, что нас спасут иностранные инвесторы! Якобы будут заключены с ними соглашения в конце 2025 года. До февраля 2022 года финны и немцы и правда интересовались, насколько прибылен российский рынок ЖКХ. Но когда убедились, что отрасль абсолютно непрозрачная, дико коррумпирована, при этом не получили ответа о структуре себестоимости тарифа на тепло, воду и газ, — это ж военная тайна, — то отказались. Так что заграница нам не поможет. Ждать инвестиций от иранцев, северокорейцев или кто там еще остался из друзей у России — сверхнаивность.

Следующую идею озвучили коммунисты. Они ничего лучше не придумали, как передать всю инфраструктуру ЖКХ под контроль государства. В 2024 году в Новосибирске случилась катастрофа: фонтаны горячей воды в результате прорывов теплотрасс, целые районы остались без тепла. В этом году опять в Октябрьском районе Новосибирска авария на теплосетях — люди снова замерзают. Коммунисты подбили наивный народ на сбор подписей в поддержку национализации жилищно-коммунального хозяйства, хотят вернуть все взад, как было в СССР.

А тем временем в Минстрое, наконец-таки, к концу 2024 года появилось понимание, что необходимы серьезные реформы: нужно создать единый регулятор, новую систему установления тарифов и децентрализацию самих коммунальных сетей. Понадобилось 30 лет бардака, чтобы созрели до идеи децентрализации системы хотя бы в ЖКХ.

Например, в Прибалтике, в Восточной Европе после развала СССР провели децентрализацию теплосетей, электросетей и так далее. Но на эту децентрализацию тоже нужно выделять огромные суммы денег. Это очень сложная реформа. В принципе можно бы поехать и посмотреть на заграничный опыт, если бы мы дружили с теми же самыми эстонцами, литовцами, поляками. Они бы нас научили. Или лучше их вообще привезти сюда, чтобы они провели нам реформу. Легче нанять, потому что наши идиоты будут долго заседать, создавать новые департаменты и министерства, все разворуют, но реформу не проведут. Но понятно, что после 2022 года никто уже сюда приезжать и делать нам красиво не станет.

Поэтому мы понимаем, что в нынешних условиях будут задирать тарифы. Другого пути у них нет.

Уже раздаются вопли от монополистов: давайте продавать газ в России по европейским ценам! Это при том, что Приднестровье получало газ бесплатно, Китай чуть ли не по себестоимости, а нам хотят врубить тарифы в три-четыре раза выше?!

Но даже если они поднимут в 10 раз тарифы, то все равно не проведут никаких реформ. Ведь в условиях мобилизационной экономики все инженеры, все специалисты задействованы совершенно в другой области. Нет ни кадров, ни бюджетных средств. А если еще и цены на нефть упадут, то кранты вообще. Бюджет формируемся так: 20% идет от продажи энергоресурсов, а 50% дают налоги. Но мы видим, как разоряется средний бизнес, казну пополнять скоро будет некому. С бюджетом большая проблема. Можно финансировать экономику за счет внебюджетных средств — кредитов. Но кредиты при ставке 21% — тупик. Не на что проводить реформы, все, что власть может делать — это локально затыкать дыры. Но и это уже плохо получается.

— Почему?