Алексей Кудрин © Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Экс-министр финансов и глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин на презентации проекта «Открытый бюджет» дал оценку некоторым ключевым процессам, происходящим в российской экономике. В частности, по нашей просьбе он прокомментировал заявление вице-премьера Игоря Шувалова. Вице-премьер, уточняя обещание своего шефа, Дмитрия Медведева, заявил, что роста налогов в течение ближайших шести лет в России не будет. Корреспонденту Slon Кудрин объяснил, что сдержать обещание правительству будет непросто:

«Тогда что-то другое должно быть сделано, чтобы обеспечить все заявленные обязательства нашего бюджета. Они не будут обеспечены. Если не налоги, то придется менять, например, бюджетное правило и уходить в еще больший дефицит бюджета. Но ослабление бюджетного правила – я уже говорил, к чему оно приведет (ниже в тексте мы приводим цитату об опасности дефицита – Slon). У нас и так в перспективе трех лет будет дефицитный бюджет. Наращивание дефицита очень нежелательно для нас. Скачок нефтяных цен вниз – и мы окажемся в ловушке».

Заявление Кудрина – фактически признание одного из самых влиятельных, несмотря на отставку, экономистов в том, что повышение налогов может быть меньшим злом для России.

Про замену НДС налогом с продаж, за которую высказался во вторник премьер Дмитрий Медведев, Алексей Кудрин сказал журналистам:

«НДС признан более современным в мире. Некоторые страны пытались перейти на налог с продаж, но потом возвращались опять к НДС. Переход на налог с продаж потребует кардинальной финансовой перестройки. Этот налог принесет такой «каскадный эффект», то есть при продаже каких-то материалов, комплектующих, вы будете платить этот налог каждый раз. Это тормозит развитие сложной продукции, которая требует кооперации при производстве. Есть и еще ряд технических проблем. Если предположить, что весь НДС переводится в налог с продаж, то это должно собираться с конечной продукции. Тогда в цену конечной продукции нужно будет закладывать этот налог от 30% и выше.

Сбор только усложнится. Мы просто его потеряем. Не завидую тому правительству, которое это сделает. Масштаб обрушения будет катастрофическим. Вот если дополнительно к НДС добавить небольшой налог с продаж для поддержания субъектов (имеются в виду субъекты Федерации – Slon), хоть чем-то помочь субъекту – я допускаю такую постановку вопроса, но это скорее шаг назад».

Вчера министр финансов Антон Силуанов заявил о возможном трансформировании транспортного налога. Критиковать своего старого коллегу Кудрин не стал и сказал на это:

«Не стал бы что-то менять, несмотря на то, что он не самый популярный, но я бы не стал его менять на другой налог. Если идет речь о замене его налогом на бензин, то есть увеличить акциз на бензин или, вернее, заменить акцизом на бензин, то надо для этого оценить общественное мнение и следовать ему. Но я не уверен, что граждане поддержат».

Кудрин также подверг критике систему, при которой бюджет строится на госпрограммах:

«Госпрограммы абсолютно не сбалансированы с точки зрения возможностей бюджетной политики. Таким образом, эти госпрограммы не выстрелят, не дадут тот эффект. Если сначала будет некоторая заявка, помимо которой потом будет формироваться бюджет, а бюджет будет учитывать, например, 80% от заявленной госпрограммы, скажем, по образованию или здравоохранению. Это, конечно, мешает получить те самые средства. Она должна базироваться на долгосрочном бюджетном плане, абсолютно четко совпадать с возможностями (бюджета — Slon) и строго исполняться до последней копейки. Только тогда мы можем подумать о конечном результате».

Не забыл покритиковать бюджет в целом:

«Бюджет имеет все те недостатки, о которых я говорил ранее и которые послужили причиной моей отставки. Прежде всего чрезвычайно завышены расходы на оборону и правоохранительную деятельность. Причем не просто расходы завышенные, они крайне неэффективные и не будут сопровождаться соответствующим эффектом по развитию оборонной промышленности и соответствующим качеством освоения этих средств. Заявлялось, что оборонзаказ будет увеличен в 4 раза, но наш оборонный комплекс не сможет так нарастить производство. Это существенно ограничивает возможности других отраслей: образования, здравоохранения».

Встал на защиту бюджетного правила, согласно которому в бюджет закладывается цена на нефть:

«Из-за завышенных расходов сегодня пошла дискуссия: а давайте ослабим бюджетное правило. Если мы его ослабим, то больше денег от нефти будем направлять на развитие или даже залезем в дефицит бюджета. Бюджет у нас и так будет дефицитным все три года при цене от $97 до $110 за баррель. Если цена будет $80, то дефицит будет больше 3%. 3% – это та черта, при которой России будет отказано в общем объеме заимствования, а ставки вырастут настолько, что это будет критической чертой. Мы, скорее всего, потеряем инвестиционный рейтинг нашей страны. Не только у федерального бюджета и правительства окажутся проблемы с заимствованиями. Это ударит по всему частному сектору, частным инвестициям. Это создает существенные риски и может подорвать российскую экономику. Правило правильное, хотя и половинчатое, но его нужно удержать».

Про ситуацию в Минобороны и возможность изменений к лучшему при новом министре Кудрин высказался скептически:

«Действительно есть проблема открытости в Минобороны. Многие статьи расходов засекречены – даже те, которые неразумно засекречивать. Пользуясь своим правом, Минобороны часто это делает.

Сейчас идет процесс, направленный на повышение эффективности расходов всех ведомств: это переход на программный метод, но главное – это осуществление правил и процедур экспертиз при любых расходах, оценки альтернативных вариантов решения задач. Минобороны в последние годы не соответствует этим новым стандартам, которые внедряются. Минобороны позволяло себе принимать решения, которые в обычном порядке для других министерств и ведомств недопустимы, то есть принимать на себя обязательства, не обеспеченные бюджетным финансированием, затем настаивать на дополнительных расходах и доходах, а также существенно перераспределять ресурсы внутри ведомства самостоятельно. У Минобороны есть право отходить от обычных правил по финансированию из бюджета. К сожалению, оно этим активно пользуется. Поэтому окончательной прозрачности тут быть не может.

Те решения, которые сегодня определены, не отражаются пока на качестве управления. Пока все по-старому. Поэтому у любого другого министра будут большие искушения и проблемы. Он может даже и не знать, как расходуются средства в силу сложившейся системы обхода правовых процедур».