Алексей Кудрин. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Алексей Кудрин. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

В конце мая председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин и бизнес-омбудсмен, глава Столыпинского клуба Борис Титов представили Владимиру Путину свои стратегии по росту экономики. Никаких решений по ним пока не принято, а программа ЦСР в полном виде даже не опубликована, практически не раскрыты и меры, которые в ней прописаны. Решать, что публиковать, будет президент, говорил ранее Кудрин. Пока же эксперты получили только текст презентации. О чем по нему можно судить, мы попросили разобраться экономиста Сергея Алексашенко.

Важная оговорка: я «программы Кудрина» в полном ее виде не читал. Просто не смог получить. Все, к кому обращался, говорили, что не видели полного текста. Поэтому мои комментарии относятся только к тексту 32-страничной презентации. Насколько известно, в написании документа принимали участие большое количество экспертов; многие из них являются лучшими в стране специалистами в своей области. Уже поэтому готов поверить, что в полном тексте содержится большое количество конкретных наработок и предложений, которые предлагают адекватные решения назревших проблем. Но в итоговой презентации их нет, поэтому не ищите в моем тексте ответов на все вопросы.

Главный же вопрос: что является целью программы и насколько она реалистична? Прямого ответа на первую часть вопроса я не нашел, но косвенный ответ звучит привычно: обеспечить темпы роста российской экономики, которые будут превышать общемировые. Судя по презентации, этой цели предполагается достичь между 2021 и 2023 годом (в зависимости от того, как будет расти мировая экономика), то есть во второй половине очередного президентского срока Владимира Путина. У меня, однако, возникли сомнения относительно реалистичности такого прогноза, и ими я поделюсь.