Театральный режиссер Константин Богомолов отвечает на статью Олега Кашина «Серебренников и Богомолов. Два риска одной и той же модели отношений художника и власти».
Олег Кашин написал довольно спокойный по тону текст о последних событиях, связанных с моим, и не только моим именем. Спокойствие тона позволяет вступить в диалог и прокомментировать и текст, и аргументы, и многое из произошедшего вокруг меня.
Итак,
КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ.
Как человек, вызвавший бурю суждений и осуждений за последние месяцы, позволю себе несколько критических замечаний в адрес осуждающих. Эти замечания позволят сообществу повысить эффективность своих практик. Говорю это без иронии.
Будучи человеком в отношении подобных кампаний психически нечувствительным и давно научившимся справляться с любой реакцией зрителей, я могу поделиться некоторыми наблюдениями и навыками из моей профессиональной практики. Один из них – умение превращать реакцию зрителя в отдельный, сначала личный, а затем и публичный спектакль. Это ведь зрителю в зале кажется, что он – спрятан в темном пространстве, а на сцене перед ним разворачивается нечто, жаждущее его одобрения, или страшащееся осуждения. И ему не понятно, что в ту секунду, когда происходящее на сцене вызывает его зрительскую реакцию, он, зритель, сам оказывается в луче света. И чем яростнее реакция, тем интенсивнее свет, направленный не на сцену, а в зал.
И вот зритель стал частью спектакля, а находящиеся на сцене наблюдают за ним. И спектакль перемещается туда – в темную яму.
Как только актер понимает работу этого механизма – он неуязвим для зрителя. И что бы зритель ни сделал – вышел бы из зала, или стал захлопывать актера, – он станет частью обратного спектакля, в котором ему приготовлена самая комическая роль.
Я понимаю, как опасно сравнение реальных жизненных перипетий со сценой. «Видите, – скажет мой авторитетный судья, – он полагает драмы жизни, как и саму жизнь, – игрой, потому и беспринципен». Нет. Я не полагаю реальную жизнь игрой. Игрой ее делает зрительный зал. Когда твоя жизнь становится предметом обсуждения и суждения – твоя жизнь становится спектаклем. Это спектакль не тобой формируемый. Это спектакль – в глазах смотрящего. Ты живешь. А они смотрят. И судят. И кричат: «громче!», «ничего не слышно!», «почему молчит?!», «не верим!», «позор!». Кто-то в таких ситуациях следует указаниям столпившихся. Кто-то рыдает и бежит со сцены. Я искренне рад всем купившим билеты.
Один хороший человек заметил: посмотрим, что победит – институт репутаций или художественная воля. Это уже не институт. Это Академия. Но все равно бой неравный. И проблема не в силе художественной воли. Я не претендую на вечность. Проблема даже не в слабости академического состава. Проблема в методологии.
Я хотел бы оказать посильную методологическую помощь зрительному залу.
Наличие в Отечестве пророка – это вопрос либо времени, либо самоназвания. Наличие авторитета – нравственного, этического или эстетического – вообще дело наживное. Проблема не в отсутствии оных, а в категорической неспособности возросшего на бедной почве авторитета промолчать. Он сразу хочет заявить права авторитетности. Нет, речь не идет о молчании в ответ на крики о помощи. Не о закрывании глаз на очевидную несправедливость. Не об ускорении шага при виде избиения (тут я сам готов рвать на себе волосы – было бы перед кем). Речь о другом молчании. Которое – действительно золото. Молчание вместо нравственно-этического суждения. Молчание как пустота вокруг того, кто совершает неблаговидное. Молчание, которое громче хора суждений.
Именно молчание высвечивает неблаговидность. А право суждения неотделимо от сознательного отказа им воспользоваться. Пока эта мысль не займет достойное место в головах Академиков, не будет того света, что и во тьме светит. А будет «прогрессивная охранка».
Повторяю. Это моя посильная помощь всем, кто хочет попробовать себя нравственной франшизе.
Последнее.
Олег Кашин посетовал, что нет такого авторитетного режиссера или критика, который отлучил бы условного меня от прогрессивного искусства за поддержку всего, по мнению Кашина, непрогрессивного.
Отношения прогрессивности мысли и поведения к прогрессивному искусству несколько сложнее, чем представляется прогрессивной общественности. Легко установить корреляцию между определенными политическими или социальными суждениями и эстетической ценностью продукта, создаваемого субъектом высказывания. Но формула не действует. Картина не поддается такому упрощению. Более того, часто наиболее мракобесные и вульгарные суждения искусства исходят именно от прогрессистов, а социальность и общественная ценность высказываний прикрывает бездарность.
С уважением.
Уважаемые читатели Republic.ru, позвольте поделиться своим мнением, ибо уже 3 дня мысленно возвращаюсь к ответу Константина Богомолова, даже заснуть не могу.
Константин - художник, дал спокойный и красивый текст, предполагающий, что каждый читатель сделает свой вывод. Мой вывод - самое страшное для художника - молчание. Игнорируйте меня, мои постановки, мои идеи, если они не нравятся вам по сути или из-за моей политической позиции. Кстати, не уверен даже, что у Константина она есть, эта политическая позиция. Возможно, он просто считает, что Собянин приносит городу больше пользы, чем вреда: и внешний вид города без палаток стал лучше, и транспортные проблемы, как минимум, не ухудшаются (кстати, вот я сейчас в Сеуле, видели бы вы эти пробки и давки в метро, когда по 30 минут нельзя зайти в вагон; хотя есть другой пример - очень эффективный и удобный Гонконг, которому и Москве, и Сеулу, как до луны), и медицина в Москве, кажется, за последние 5 лет сделала качественный шаг вперед. Ну а раз в нашей стране для видимости и приличия проводят выборы, решил Константин, поддержу Собянина. Есть еще одна возможная (но менее вероятная) причина действий Константина - его, как друга и творческого "соучастника" Кирилла Серебренникова, сильные люди попросили при удобном случае продемонстрировать лояльность власти. Попросили просто так, или для реализации своего маленького эго, или искренне считая, что Константину это было бы полезно для его будущего творческого пути. И Константин, подумав, не стал отказывать. Ему искусство интереснее текущей политической возни.
А теперь попробую реконструировать историю: Константин - давний друг Кирилла Серебренникова. Он играет, вместе с Сати Спиваковой, главную роль в спектакле Кирилла "Машина Мюллер". Смею предположить, что именно этот спектакль стал последней каплей, переполнившей чашу терпения, например, какого-то влиятельного чиновника или силовика, который поделился своим огорчением с влиятельным православным священником. Так получилось, что для этих влиятельных в существующей системе власти людей, искренне переживающих за мораль в обществе, оказалось по силам запустить маховик правосудия, несмотря на противодействие других достаточно влиятельных людей, поддерживающих Кирилла. Вопрос дошел до Президента, тот выслушал обе стороны, и, по каким-то своим соображениям, решил не вмешиваться. По каким? Возможно, его тоже по-человечески возмутило творчество Кирилла. Возможно, влияние православного священника оказалось достаточно сильным, и Президент решил просто не мешать тому творить возмездие. Возможно (но менее вероятно), Президент решил, что эта история будет полезным сигналом для интеллигенции, этаким напоминанием, что не гоже лаять на руку дающего. Пожалуй, уже и неважно, что он решил.
Что случится дальше? Константин будет ставить новые спектакли в Москве, к нему по-прежнему будут ходить, независимо от текущего отношения к текущей власти. Кирилла (и, к сожалению, его коллег) посадят, но не на долго - зачтут долгий домашний арест, а потом и выпустят досрочно. Обижать Кирилла в тюрьме не будут - на это хватит влияния у его сторонников. Через короткое время, год-два, Кирилл выйдет на свободу и уедет, в Германию или Францию, будет снимать кино и ставить спектакли, и продолжит дружить с Константином. Политикой интересоваться не будет, но как художник, будет и дальше чувствовать и передавать радости и болезни общества. Возможно, еще острее, так как теперь получил личный опыт.
Возможно, я ошибаюсь в нюансах, но уверен, в целом все так и есть. Лично я хотел бы и дальше иметь возможность наслаждаться искусством талантливых современных художников, Константина и Кирилла, и надеюсь, что вся эта грязная история скорее уйдет в прошлое.
С уважением,
Сергей
Игра была равна.
Кто Серебренниковым душевный уют не теребит, кто Навальным.
Кому - Собянин комфортнее, кому - Минаев.
Не, не Брехт.
Но как много слов кому-то нужно, чтоб выкрикнуть "Нет, я не проститутка!"
За кучей красивых слов, я в тексте увидел две основные мысли. Мысль об отсутствии корреляции между художественной ценностью и 'прогрессивностью взглядов' вполне очевидна. Не думаю, что найдется много желающих с ней поспорить, и непонятно как она вообще оппонирует тому, что сказано в статье Олега Кашина.
Пример правдивого и нерелевантного высказывания.
А вот со второй мыслью я категорически не согласен:
--Именно молчание высвечивает неблаговидность. А право суждения неотделимо от сознательного отказа им воспользоваться.
Олег может быть авторитетом или нет, но если бы не его статья, я бы, например, вообще не узнал об этой ситуации. Теперь, благодаря Олегу, я могу посмотреть первоисточники и сделать свой собственный вывод. А то, что предлагает автор, это не молчание, а замалчивание. И замалчивание проблемы общественной, а не личной.
За это я и ценю Кашина, что он привлекает мое внимание к событиям не самым ярким, но важным для понимания духа времени. А уж с его мнением я не согласен очень часто (но не в этом случае).
Лайк
Будучи не силен в теме шаманизма, тем не менее не могу не сказать.
Вот, есть шаманизм северных народов. В его основе лежит культурная традиция и, безусловно, искренность.
Есть шаманизм 1-ого канала, основанный на примитивизме мышления и социальной зависти.
Автор продемонстрировал еще один вид шаманизма, который я бы определил, как эстетствующий-псевдофилосовский. Нам предлагается от прочтения бессмысленного и бессодержательного псевдоэссе возбудиться и порадоваться за автора.
А вот вы все и не правильно прошаманили. На фоне этого текста читателю предлагается узреть всю свою интеллектуальную ничтожность и заткнуться.
Так именно об этом я и пытался написать.
Так заткнуться или возбудиться?)) Не пойму
Алексей, ну, конечно, предлагается заткнуться. Автор ведь говорит о том, что в высоком мире искусства (где господствует диалектика, релевантность и амбивалентность (б...ть!)), нам, рядовым потребителям контента, в общем-то, нет места. Ну, а вот тут он приоткрыл (снизошел) щелочку в мир независимого художника. Ну, как не оценить !?
Театр одного оленя. Автор забыл добавить: "мне вас жаль".
😁👍🏼
Кашин ходит гордый, как павлин. Снизошли до него.
Ничтожество
В тексте Кашина мысль увидел. А в этом тексте - нет.
В тексте хорошо видна боль и обида.
а что тут непонятного? КБ абсолютно прав -- хотите осуждать, не проблема -- только делайте это молча.
А текст Кашина притянутый за уши мягко говоря.
Иногда удивительно в какие причудливые тексты в конце концов выливается абсолютно банальный акт про властного лизоблюдства. Не то чтобы его не ждали, просто из темного зала это выглядело совсем тривиально до рвоты. Наверное, хотелось узреть зализ высоко художественный, эстетически сложный и прогрессивный.
Похоже автор хотел сказать " не судите да несудимы будете", но как- то уж совсем косноязычно...
Ощущение пустоты в голове автора, стало даже жаль его.
Надеюсь, Олег Кашин понял из ответа больше чем я.
Ну и зачем такое публиковать? Заявленного ответа Кашину не заметил. Такой поток высокопарной пустоты можно было и у себя в Фейсбуке повесить.
Неискренняя и высокопарная попытка заболтать вопрос. По существу - ни слова. "Прямая линия" режиссера со зрителями. Да еще и с ловким превентивным обесцениванием любых последующих комментариев.
"В гробу я вас видал" было бы короче и честнее, но этикет не позволяет.
Все это и было "в гробу я вас видел". Показательная сентенция о реакции зрителей, которым по мнению автора "приготовлена самая комическая роль". После этого не особенно хочется насладится шедеврвми этого персонажа.
А существа то и не было. Кашин - разве существо?