Протесты в Минске 1 ноября 2020 года. Фото:  EPA / TASS

Протесты в Минске 1 ноября 2020 года. Фото: EPA / TASS

Подходит к концу третий месяц протестов в Беларуси. Александр Лукашенко, кажется, совсем разочаровался в попытках обмануть и расколоть протестующих обещаниями конституционной реформы и переговорами с оппозицией в СИЗО и вернулся к тому единственному приему, который хоть как-то работает – запугиванию. Теперь он обещает, что силовики будут стрелять на поражение, приходить в квартиры к несогласным и отрывать им руки. Правда, пока омоновцы ограничиваются выстрелами в воздух и слезоточивым газом, а стрелять на поражение боятся.

Тотальным террором президенту удалось сорвать ультиматум Светланы Тихановской, которая обещала тотальную забастовку. Однако белорусы не сдаются. Протестные акции собирают десятки тысяч людей, а предприятия и университеты все же пытаются бастовать, несмотря на угрозы и увольнения.

Дзяды

Второго ноября в Беларуси отмечают Дзядов (Дедов) – народный день поминовения усопших. По народному поверью в этот день предки приходят с того света в гости к своим живым потомкам и ужинают вместе с ними. В этот же день в стране вспоминают жертв сталинских репрессий. Оппозиция решила приурочить к Дзядам митинг 1 ноября и назначила сбор в Куропатах – урочище, где во время сталинских репрессий НКВД проводила массовые казни белорусов.

Несмотря на то, что митинг проходил далеко от правительственных зданий, – Куропаты расположены на выезде из Минска, – силовики действовали очень жестоко. Власть дала омоновцам приказ не пустить людей к мемориалу. Они закидывали протестующих светошумовыми гранатами и стреляли из дробовиков – пока в воздух. Оператор «Еврорадио» заснял, как один из омоновцев, стоявший в гуще людей, навел было ружье на одного из протестующих. Тот задрал рубашку и без страха подошел к нему вплотную – мол, давай, стреляй. Силовик опешил и отступил. После протестов белорусское МВД заявило, что правоохранители были вооружены «нелетальным оружием».