За время пандемии покупательская способность населения в России заметно упала. В Nielsen сообщают, что, хоть динамика рынка и возвращается в докризисную норму, коронавирус отразился на финансовом положении каждого четвертого россиянина. Для 47% FMCG-категорий (товары повседневного спроса) выросла значимость дешевых позиций, более 30% людей стали чаще искать скидки. Во многом это также связано с ростом цен на продукты питания, на который обратил внимание Владимир Путин. Поэтому на прошлой неделе правительство установило предельные цены на масло и сахар, а торговые сети убрали наценку на базовые продукты питания. Разбираемся, так ли эффективен этот жест заботы для граждан и чем обычно заканчивались предыдущие вмешательства Путина в рыночные механизмы.
Ручное управление розничными ценами во время экономических кризисов, пожалуй, можно назвать обычным для путинского правления. Осенью 2007 года между Минсельхозом и ритейлом было заключено соглашение о «заморозке цен» на хлеб, подсолнечное масло, молоко, кефир и яйца на уровне 15 октября 2007 года. Действовало это соглашение до 31 января 2008 года и в большей степени выглядело как проявление щедрости перед выборами в Госдуму. Потому что незадолго до этого во всем мире поднялись цены на продовольствие, и бизнес в России последовал за общим трендом, увеличив стоимость продуктов на 40–60%. В январе соглашение продлили до апреля, но в марте отменили досрочно, назвав идею неэффективной. К маю цены на «замороженную» категорию увеличились на 27%.
В 2009 году, когда Путин был премьер-министром, появился закон о торговле («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»). Он, в частности, наделял правительство властью устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары, если их стоимость за 30 календарных дней повысилась на 30% и более. Впрочем, в первую очередь он был направлен на регулирование отношений торговых сетей и поставщиков.
С работой над этим законом был связан «спонтанный» визит Путина в супермаркет «Перекресток», входящий в X5 Retail Group. Там премьер узнал много удивительного о работе российской продуктовой розницы. Например, свинина от «Мираторга» на витрине «Перекрестка» продавалась тогда по 320 рублей, а отпускная цена этого мяса, как рассказал присутствовавший рядом с Путиным президент «Мираторга» Виктор Линник, была вдвое меньше. «Завтра понизим!», немедленно отрапортовал управляющий директор X5 Retail Group Юрий Кобаладзе (в прошлом пресс-секретарь Службы внешней разведки). Позже оказалось, что он пошутил.