Сказать, что 2020 год был очень тяжелым для всего человечества – это не сказать ничего. Количество жертв пандемии по всей планете достигло 1,7 млн человек. Миллиарды провели значительную часть года под разрушающими экономику и сводящими с ума локдаунами. Десятки миллионов потеряли работу; многие из них оказались на грани голода. Коронавирус и связанные с ним ограничения стали новой, очень неприглядной и непростой реальностью нашего существования. И даже когда вирус удастся полностью победить, мир не станет прежним. В этом смысле 2020 год будет для планеты таким же судьбоносным, как 1968-й или 1918-й.
Большую часть года планету лихорадило. Весной СМИ раздували панику о коронавирусе, фондовые рынки бились в истерике, а правительства посадили миллиарды людей под замки. После небольшой передышки в конце весны и летом планету накрыла вторая волна – куда более масштабная и смертоносная. Однако ее встретили уже гораздо более прагматично, а местами и совсем безразлично.
Символом 2019 года стали массовые протесты – по всему миру люди выходили на улицы, недовольные курсом своего правительства. В этом году миллиарды людей провели значительную часть времени дома, в локдауне. Но раздражения политиками вряд ли стало меньше, а ковидный кризис лишь подлил масла в огонь нерешенных конфликтов. Несмотря на локдауны и заморозку мировой политики, год оказался богатым на войны. Впрочем, не обошлось и без пары обнадеживающих событий.
Тревожная зима
Коронавирус появился и начал распространяться еще в конце 2019 года. Весьма символично, что тот самый злополучный рынок в китайском Ухане, из которого коронавирус и расползся по планете, был закрыт на карантин именно первого января.
Внимание мирового сообщества в это время было приковано совсем к другим событиям. 3 января американские военные убили в Ираке Касема Сулеймани – главу военной разведки иранского Корпуса стражей исламской революции. Убийство вызвало бурю негодования среди иранских лоялистов, а Тегеран и Вашингтон в очередной раз оказались в одном шаге от войны. 8 января иранские ПВО по ошибке сбили украинский пассажирский Boeing – погибли 176 человек, большинство из которых были канадцами. Через три дня руководство страны признало ответственность за катастрофу.
Сразу после этого в стране начались массовые протесты, участники которых – в основном молодые люди – требовали от руководства Исламской республики уйти в отставку. Люди выражали недовольство агрессивной политикой Тегерана, тяжелой экономической ситуацией в стране, а также недостаточным раскаянием военных за сбитый лайнер. Многие эксперты писали, что массовое недовольство курсом руководства страны может привести к падению режима аятолл, однако он устоял. Другие утверждали, что в 2020 году стоит ожидать вторжения коалиции Израиля и США в Иран – но обошлось и без этого.
Относительно спокойный февраль сегодня кажется затишьем перед бурей. В Китае коронавирус был почти побежден (во всяком случае, если верить официальной статистике), а в Европу только-только проникал. В Америке официально стартовали президентские праймериз Демпартии, пока ее лидеры безуспешно пытались убедить республиканцев поддержать импичмент президенту Трампу. В последний день месяца американский президент подписал мирное соглашение с афганским движением «Талибан» (запрещено в РФ как террористическое, но РФ тоже ведет с ними дипломатические переговоры).