Фото: сайт Банка России
Совсем недавно я писала о взятии рублем отметки в 100 рублей за доллар и прогнозе о 150 рублей за доллар — и в комментариях к статье получила упрек в кликбейтном заголовке. Что ж, в среду прогноз в 150 рублей за доллар в следующем году стал консенсусом, а на этот год предрекают 110–115 рублей до конца года. Впрочем, эти отметок рубль уже достиг. Но я хочу поговорить о другом.
Хочу поговорить о санкциях, которые — и это уже тоже стало почти консенсусом, — не работают. Или работают не очень хорошо. Или работают, но только на перспективу — слишком далекую, чтобы принимать ее во внимание сегодня и надеяться, что санкции как-то приблизят окончание войны. Самым емким выражением этого консенсуса, надо признать, стал пропагандистский лозунг еще из 2015 года: «Не смешите мои »Искандеры«. Особенно когда этот лозунг красовался на майке, надетой на деваху с выразительными персями. Даже очень хорошие и абсолютно оппозиционные экономисты не устают повторять — ну не работают санкции, не работают, не могут они остановить войну.
Но вот Минфин США ввел новые финансовые санкции — серьезные, затрагивающие и платежи за российский газ, и строящиеся обходные платежи для внешней торговли, от импорта нефти до импорта всего, что необходимо, в том числе — для войны. И рубль полетел кирпичом: на открытии валютной секции Мосбиржи в среду он упал до 105,5 рублей, на максимуме падал до 114,7 рублей, после того, как ЦБ заявил, что временно прекращает покупку валюты, приподнялся до 113,2 рублей. ЦБ установил на четверг курс рубля к доллару на отметке 108 рублей, но обменный курс в банках и платежных системах — от 113, а евро — от 120 рублей. Кстати, под пресс-релизом ЦБ такие комментарии, что они сами по себе — отличный индикатор настроений.