Вашингтон, Белый дом, 24 февраля 2025 года. Дональд Трамп пожимает руку Эмманюэлю Макрону во время совместной пресс-конференции

Вашингтон, Белый дом, 24 февраля 2025 года. Дональд Трамп пожимает руку Эмманюэлю Макрону во время совместной пресс-конференции

Ludovic Marin/Pool via AP/ Scanpix

В понедельник 24 февраля, день в день в третью годовщину российского вторжения в Украину, президент Франции Эмманюэль Макрон встретился в Белом Доме с президентом США Дональдом Трампом. Этой встрече предшествовали две бурные недели (если вести отсчет от телефонного разговора Трампа и Путина), вместившие в себя попытки переговоров и множество заявлений вокруг войны в Украине, которую новая американская администрация хочет, по ее словам, не просто остановить, а остановить очень быстро. Американские, российские и украинские представители не скупились на громкие и противоречивые декларации, которые появлялись с такой невиданной интенсивностью, что даже опытные наблюдатели впадали в растерянность и не успевали комментировать. При этом до сих пор не было каких-либо ясных договоренностей или даже их очертаний, на которые можно было бы опереться в обсуждении.

Одновременно произошло обострение отношений США и Европы, связанное с угрозой введения Вашингтоном торговых пошлин в отношении европейских товаров, смутными перспективами НАТО, а также назидательной речью вице-президента Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции. Президент Трамп и другие представители американской администрации много говорили о том, что европейцы должны взять на себя полную ответственность за собственную безопасность и за прекращение войны в Украине, в то время как у США есть дела поважнее в других частях света. Эмманюэль Макрон публично согласился с таким подходом, подтвердив необходимость создания автономной системы европейской безопасности, одним из первых испытаний для которой могло бы стать введение миротворческих сил, сформированных странами Европы, в Украину после заключения перемирия. При этом, как всегда, ключевое значение имеют параметры присутствия данного контингента на украинской территории. Очевидно, это должно быть предметом переговоров между Вашингтоном, Парижем, Лондоном, Брюсселем, Киевом и Москвой, в то время как сейчас нет даже намека на их проведение, а беседа в Эр-Рияде российских и американских представителей не дала никаких результатов, кроме изобилия комментариев.

На прошлой неделе Макрон пригласил в Париж руководителей почти всех европейских стран, а также ЕС и НАТО, чтобы в неформальной обстановке обсудить текущие события. Очевидно, что по итогам совещания общая позиция по всем вопросам не могла появиться, но обмен мнениями позволил найти предмет для разговора с Трампом. Некоторые подробности будущей встречи Макрон сообщил перед своим визитом:

«Я скажу ему, что, в сущности, ты не можешь быть слабым с Путиным».

Что касается таможенных тарифов, то, по мнению Макрона, «союзники не должны вводить разрушительные пошлины друг против друга».

Не следует удивляться примирительному тону президента Франции. На мировой политической сцене сейчас более чем достаточно воинственно настроенных людей, не пропускающих случая сделать очередное жесткое заявление. Не в интересах Европы провоцировать торговый или иной конфликт с США, но если бы удалось найти взаимопонимание хотя бы по одному пункту повестки дня, то это могло бы способствовать худому миру вместо доброй ссоры и по остальным направлениям тоже. Эту позицию не следует путать с готовностью пойти на уступки по все вопросам, — речь идет лишь о минимизации неизбежного ущерба.

Парижская дипломатия