Leonardo Patrizi / Getty Images

Дискуссии о технологической и интернет-зависимости идут давно, но сейчас мир максимально приблизился к критической точке. Исповеди о том, как устройства порабощают человека, вроде недавнего текста Эндрю Салливана, собирают рекордное число просмотров и вызывают хвалебные отзывы, а призывы одуматься звучат не только от пользователей, но и изнутри индустрии. Больны и первые, и вторые. Согласно исследованиям, средний пользователь смартфона обращается к своему мобильному 85150 раз в день, в половине случаев даже не отдавая себе в этом отчет. В такой зависимости легко обвинить отсутствие силы воли и неспособность концентрироваться на более важных делах. Но есть те, кто считает, что пользователи не виноваты, – они пали жертвой направленных усилий разработчиков девайсов. Тристан Харрис, ранее занимавшийся философией продуктов в Google, знает, почему наши смартфоны так притягательны и как сделать, чтобы человек контролировал телефон, а не наоборот.

Если у Кремниевой долины может быть совесть, то это Харрис. Уйдя из Google, он занимается тем, что пытается привнести в дизайн смартфонов представления о морали. К сожалению, эти представления противоречат нынешним установкам, констатирует Atlantic: молодой человек пытается убедить производителей технологий помочь пользователям не проводить максимум времени онлайн, а наоборот – почаще отвлекаться от смартфонов.

Это скребущее ощущение, будто мы что-то пропускаем, которое заставляет каждые несколько минут тянуть руку к смартфону, больше всего похожее на зависимость, – естественный ответ на то, какими созданы технологии, рассказывает Харрис. В экономике внимания компании зарабатывают каждый раз, когда мы разблокируем наше устройство, поэтому приложения и веб-сайты созданы такими, чтобы мы открывали и прокручивали их как можно чаще и больше.

По словам Харриса, который сам изучал в Стэнфордском университете технологии убеждения у известного в этой сфере Би Джея Фогга, «лайки» в соцсетях действуют на нас примерно так же, как специальный кликер для дрессировки – на собак. Постепенно «лайки» превращают заход в Facebook из периодически случающегося действия в ежедневную деятельность. Наиболее успешные сайты и приложения эксплуатируют глубинные потребности. Например, пользователи LinkedIn могли видеть, насколько обширны деловые контакты других, и это толкало их к тому, чтобы расширять собственную сеть связей, хотя, если вдуматься, никакой пользы это не приносило.

«Лайки» в соцсетях действуют на нас примерно так же, как специальный кликер для дрессировки – на собак

Харрис называет дизайн технологий цифровой версией сахара, соли и жира, из-за которых человечество так пристрастилось к фастфуду. Facebook, Instagram и Twitter дают нам то, что в психологии называется переменной наградой, – неожиданное и непредсказуемое вознаграждение, которое доставляет удовольствие. Посты, новости, «лайки», чьи-то фотографии возникают в соцсетях постоянно, без системы и расписания, и это заставляет нас настойчиво проверять странички. Мы ведем себя в точности как крысы: эксперименты показали, что когда животное, обученное жать на кнопку, получает угощение после каждой попытки, оно быстро наедается и теряет интерес; если же вкусный приз достается ему нерегулярно, зверь будет играть очень долго.