Протесты против войны во Вьетнаме. Фото: Ted Streshinsky / Corbis / Getty Images

Протесты против войны во Вьетнаме. Фото: Ted Streshinsky / Corbis / Getty Images

В сериале «The Americans» (2013) дочь советских шпионов, работающих под прикрытием в США, знакомится с пастором Тимом, который выступает с антивоенными проповедями и пикетирует военные базы (дело происходит в начале 1980-х годов). Родители-шпионы оказываются в парадоксальной ситуации: с одной стороны, им ни к чему лишнее внимание; кроме того, они убежденные атеисты. С другой – пастор Тим выступает против «американской военщины»; то есть удивительным образом оказывается ситуативным союзником. Но главное – чисто практически им как разведчикам важно соответствовать тогдашней норме; остается выяснить, что есть «норма» для американского общества 1980-х? Пригород Вашингтона, люди образованные, обеспеченные, думающие; их дети ходят к пастору; священник выступает против войны, дети вслед за ним. В результате дочь советских шпионов стоит с антивоенным плакатом перед военной базой, крепко держа за руку американского пастора, когда их оттесняет полиция и поливает из водометов. Но такое поведение в итоге как раз и выглядит самым «нормальным» для этого штата и этой среды – ну или одной из норм (общество ведь демократическое).

Выступать против войны – против угрозы мировой или против войны, например, в Ираке – это и есть одна из главных общественных норм Америки. Но так было, конечно, не всегда. Это началось в 1960-х, после войны во Вьетнаме, когда стало понятно, что конца ей не видно; тогда же примерно антивоенная идея оформилась в эстетическое и затем в общественное движение. Именно нечесаные хиппи (ну и еще газетчики) в итоге и остановили бессмысленную бойню во Вьетнаме; об этом сегодня сняты десятки фильмов, и именно это является сегодня поводом для гордости – не война, а то, что американское общество сумело сказать милитаристам «нет».

Это трудно сегодня понять в России, но пацифизм, борьба за мир уже лет пятьдесят как является универсальной ценностью, общечеловеческой нормой.