Популярно мнение, будто YouTube из платформы горизонтальных связей и любительских видео в последнее время превратился в новый телевизор. Он оброс своими «телезвездами» и огромными бюджетами, в нем ведется настоящая погоня за рейтингом. То же самое можно услышать и про Instagram: вместо любительского фотоальбома с «креативными» фильтрами, где никто не думает о монетизации, он стал настоящим лайфстайл-медиа с идеальной картинкой и рекламой в каждой четвертой «истории».
Однако ностальгия по мифическому «оригинальному» ютубу, ориентированному на сообщество и горизонтальные связи пользователей, появилась буквально спустя пару лет после его основания.
В книге «Онлайн видео и культура соучастия» (2009) австралийские интернет-исследователи Джин Берджесс и Джошуа Грин писали, что YouTube принято ассоциировать с пользовательским, т.е. любительским контентом. Один из главных вопросов, которым они задаются: насколько этот стереотип соответствует действительности и какое место в популярной ютуб-культуре занимают те самые любители?