Вид на закрытый зал фаст-фуд ресторана "Грильница". Новосибирск. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Вид на закрытый зал фаст-фуд ресторана "Грильница". Новосибирск. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Сегодня со всех сторон слышатся самые разнообразные предложения того, как государство должно поддержать экономику, и критика российских властей за то, что подобная поддержка недостаточна. Меры поддержки и правда нужны и, скорее всего, действительно могли бы быть значительнее, однако большая часть звучащих сегодня предложений по массовой раздаче государственных денег как минимум спорна, а иногда и вовсе контрпродуктивна.

На мой взгляд, безусловно необходима только государственная поддержка банковской системы (потому что если она рухнет, наступит полный хаос) и поддержка людей, вынужденно потерявших работу из-за пандемии коронавируса и карантина. Все остальное – вопрос дискуссионный.

Банковская система пока выглядит хорошо, даже если какие-то собственники банков их потеряют, способность ЦБ поддержать функционирование системы в целом сомнений не вызывает.

Люди

Что касается поддержки населения, то первый возникающий вопрос: кого и как поддерживать. На мой взгляд ответ очевиден – поддерживать тех, кто пострадал.

В этом смысле призывы, например, выплатить еще одну пенсию пенсионерам вызывают недоумение. Как пенсионеры пострадали от локдауна? Пенсию они получать продолжают, работать на огороде в большинстве случаев могут. Ограничение на выход из дома снижает расходы, а не увеличивает их, многие услуги просто не потребляются. Если пенсионер работал – поддержка должна поступать по линии вынужденной потери работы. Если заболел – по линии медицинского обеспечения.

Аналогичная ситуация с выплатами на детей. В условиях локдауна, отмены большей части внешкольных занятий, недоступности разных развлечений, снижения потребности в нянях и пр. расходы домохозяйств на содержание детей могут только снизиться. Почему же дети должны получить дополнительную поддержку?

Теперь перейдем к работающему населению. Всего занятых в России на начало года было около 72 млн человек. Из них в бюджетной сфере и госкомпаниях работает никак не меньше 35%. Эти люди доходов в массе своей не лишатся. Еще порядка 16% – это сельское хозяйство, предприятия ЖКХ, производство электроэнергии, воды; в этих отраслях массовых сокращений точно не будет. Добыча полезных ископаемых, грузовой транспорт, продуктовый ритейл и связь сократят занятость не радикально. Даже учитывая, что указанные выше группы в некоторой степени пересекаются, никак не меньше 55–60% работающих россиян надежно защищены от увольнений и потери доходов в условиях локдауна. Почему они должны получать дополнительную поддержку?