Степан Бакалович. Суд в древнем Риме

Степан Бакалович. Суд в древнем Риме

Карантин поставил на паузу сиюминутную жизнь. Вместе с тем, нет худа без добра – в новых обстоятельствах появилась возможность вернуться к отвлеченным философским вопросам, весьма актуальным четверть века назад в то удивительное время, когда Россия уже сломала через колено старую социальную парадигму, но еще не успела увязнуть в новой: о том, что такое право, как оно вписано в русскую культуру и какие практические выводы могут из всего этого следовать? В последние годы ни места, ни времени для такого дискурса не было. А теперь вот даже Путин заговорил о русской цивилизации. Но даже и это не заставило бы меня ворошить прошлое, если бы не воздействие внешней силы – а именно провокации моего друга и издателя Дмитрия Ицковича, перезапустившего в качестве антивирусной меры проект публичных лекций «Полит.ру». Как обычно, первым было слово, то есть лекция, а раз уж слово сказано, то почему бы не появиться и тексту.

Реформа правосудия или реформация права?

Для русского «ревнителя старины» проблемы современного российского права не существует, по его мнению, с ним все хорошо – оно утонуло, и слава Богу. Большой беды в том он не видит, потому что, как тонко заметил Никита Михалков, России нужнее правда, чем право…

Русский либерал-западник, напротив, проблему видит и хочет решить ее немедленно, но горизонт предлагаемых им решений, как правило, сужен до единственной опции – обеспечить независимость суда. Надо просто сделать «как в Европе», и «все будет кока-кола» (спасибо на этот раз Андрею Кончаловскому за мем).

Слов нет – идея и правильная, и нужная. Без независимого суда не обойтись никак. Но только вот мы не совсем в Европе, точнее – в таком ее месте, которое больше похоже на Азию. Чтобы обеспечить здесь нормальное функционирование независимого суда, понадобится много чего такого, чего пока в самой России днем с огнем не сыскать.

Независимость суда – это станция назначения, а не пункт отправления. Чтобы добраться до этой станции, надо проделать достаточно длинный исторический путь. Без этого либо независимость суда окажется недолгой и он снова вскоре попадет к кому-нибудь в зависимость (и не обязательно это будет государство), либо и того хуже – суд этот окажется независимым не столько от власти (о чем многие мечтают), сколько от закона. Что-то подобное, кстати, уже было в России на излете 1990-х. Правовая вакханалия этого спорного десятилетия сильно поспособствовала тому, что впоследствии общество равнодушно взирало на то, как государство подминает под себя суд и разрушает.

Справедливое и независимое правосудие, на которое многие уповают, – штука сложная. Оно не появляется из ниоткуда по чьему бы то ни было желанию, а является итогом длительной культурной, социальной и политической эволюции общества. Как хороший костюм, оно должно быть сшито по размеру и фигуре конкретного общества, а не куплено на распродаже дешевых подделок под западные бренды. Никому пока еще не было комфортно в правосудии «с чужого плеча».