Митинг на Тверской 27 июля 2019. Фото: Life2 / youtube.com

Митинг на Тверской 27 июля 2019. Фото: Life2 / youtube.com

По словам сотрудника ФСБ в отставке Александра Кузнецова (фамилия и имя по просьбе собеседника изменены), водометы и резиновые пули использовались во время противостояния сторонников и противников Бориса Ельцина в Москве в 1993 году. И показали себя малоэффективным инструментом. «Применять “резинки” обычно либо слишком рано, либо уже поздно, – говорит Александр. – Пока собравшиеся помитинговать не представляют опасности, стрелять нет смысла. А если толпа, даже безоружная, пришла в движение и наступает – ее, как показывает практика, не всегда остановят даже выстрелы боевыми. Народ просто ломится по трупам и сметает оцепление цепочку за цепочкой. Сначала летят камни, потом начинает использоваться отнятое у бойцов оружие. Если толпу грамотно завести – она и на пулеметы пойдет. Да и нет у первых рядов варианта не идти. Там главное – быстрее бежать, чтобы не быть затоптанным идущими за тобой единомышленниками».

Александр абсолютно уверен в том, что любая масштабная акция всегда кем-то подготовлена и происходит в интересах конкретных лиц. Даже если люди вышли на улицу по собственной инициативе, уже вскоре ими начнут манипулировать некие закулисные кукловоды. В качестве примера экс-сотрудник спецслужбы приводит беспорядки, устроенные футбольными фанатами на Манежной площади в 2010 году. «Абсолютно спонтанные выступления, вспыхнувшие после убийства кавказцами болельщика Спартака Егора Свиридова, почти сразу были взяты “под колпак”, – объясняет Александр. – Специалисты курировали лидеров протеста. Конкретно в том случае преследовалось несколько основных целей: дать выпустить накопившийся “пар”, надавить на диаспоры, а также поставить под контроль фанатское движение».

По словам Александра, именно поэтому против хулиганов, избивавших людей прямо у стен Кремля, не применялись серьезные методы воздействия. Зато на место событий для переговоров прибыл бывший тогда начальником ГУВД по г. Москве Владимир Колокольцев (сегодня глава МВД). А уже вскоре в компании глав фанатских движений на могилу Свиридова приехал Владимир Путин. Возглавлявший в то время правительство, он призвал болельщиков «не допустить того, чтобы вас кто-то поставил под контроль и начал бы вами манипулировать». Но если на месте болельщиков окажутся, к примеру, последователи Навального, то к ним применят совсем иные «способы убеждения».

Чего с ними церемониться?

«Нет никаких “онижедетей”, – объясняет применяемую жестокость сотрудник Росгвардии, попросивший не называть его имени. – Дети ходят в школу и в кружки иностранного языка. А все, кто готов на активный протест, – это уже не дети, а хулиганы и нарушители порядка. Чего с ними церемониться? Именно со студентов начался Майдан на Украине. К нам специально привозили сотрудников “Беркута”, которые рассказывали, как было дело. Крутили кадры видеосъемок с горящими спецназовцами. Мы все хорошо запомнили!»