
unsplash.com
«Бюрократия без боли. Новые практики госуправления» Дмитрия Виташова (выходит в издательстве «Альпина Паблишер») – проекция позитивного подхода к российской государственности. Автор – опытный федеральный чиновник, в настоящее время возглавляющий Управление организации надзорной деятельности Росфинмониторинга. Уже в силу должности он не может затрагивать сущностных проблем устройства власти в стране. Его задача – убедить читателя в том, что дьявол в административных деталях, а высокая продуктивность государственного аппарата достижима и в наших условиях. «Работая на госслужбе, я видел вокруг очень много умных, эрудированных, патриотичных людей, – пишет Виташов в предисловии. – Каждый из них искренне желал работать хорошо, но все вместе они создавали неоптимальную систему. Бюрократизированную, склонную к авралам, предпочитающую отчеты реальной работе». Как с этим быть? Разобраться в мотивах. Для начала не стоит спешить с категоричным диагнозом, полагает автор, и понять (если не принять) бюрократическую логику такой, как она есть. В этом смысле следующий фрагмент книги представляет собой не худшую попытку.
Государственный аппарат в любой стране – очень крупная организация. В России только на федеральном уровне действует более 70 органов исполнительной власти. У многих из них есть территориальные подразделения в федеральных округах или субъектах РФ. В регионах имеются также собственные органы власти, частично воспроизводящие структуру федеральных. По данным Росстата, общая численность госаппарата составляет около 1,7 млн человек. И в это число еще не включены органы местного самоуправления, не относящиеся к государственной власти, а также ряд крупных силовых структур.
Такая крупная система неизбежно сложна в управлении. Каждый государственный орган представляет собой самостоятельную многоуровневую структуру, в которой занято от нескольких сотен до нескольких тысяч и даже десятков тысяч человек. И синхронизировать работу стольких сотрудников, объединив ее единым замыслом и стандартами, – крайне сложная задача.
Ее решение исторически было найдено в бюрократии. Первоначально это слово не было негативным и предполагало лишь форму организации совместной работы большого количества людей, очень прогрессивную на момент, когда ее описал Макс Вебер, немецкий социолог начала XX в. До того времени система управления была гораздо более хаотичной.
Сразу вспомнились старые и добрые Законы Сирила Паркинсона
Хороший текст. И по содержанию, и написан хорошо - кратко и четко.
По сути: принципы Вебера представляются устаревшими. Особенно в современном мире, где скорость изменений несопоставимо выше и продолжает расти. Застывшие системы и даже попытки фиксации - путь к потере конкурентоспособности.
Интересно, какие решения предлагает автор.
Логика чиновничества - расширенное самовоспроизводство. Из приведенного отрывка видно, что удельная численность госаппарата удвоилась за последние 30 лет, а из статистики известно, что доля силовиков в общей занятости составляет 3,5%, что в 4 раза превышает удельную численность в других европейских странах. Только в Беларуси доля силовиков на 100 тыс. населения еще выше, чем в РФ. Какие бы новейшие управленческие технологии не внедрять, эффективность госуправления повыситься не может до тех пор, пока на каждого занятого в экономике будет приходиться двое с ложкой. Даже в малом бизнесе необходимо нести непроизводительные расходы на персонал, занятый составлением отчетности для госорганов, и покупку обновлений к ПО по мере внесения в них бесконечных изменений от самых разных ведомств. Можно вспомнить единственную нужную реформу - внедрение электронных госуслуг и МФЦ, упростивших оформление документов и для граждан, и для организаций. Но вряд ли это привело к сокращению численности аппарата.
В 1995 году стал читать курс "Система государственного регулирования экономики" и вскоре приобрел учебное пособие для студентов ВУЗов Г.Л. Куприяшина и А.М. Соловьева "Государственное управление" М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во "Университетский гуманитарный лицей", 1996. - 200 с. Там проблемы бюрократизации очень хорошо были описаны, даже был специальный параграф "Сбои в работе бюрократии". Вот только одна маленькая цитата оттуда: "первая причина сбоев - это правила, которые становятся самоцелью" (стр. 63). Лучший вуз страны рассказал об этой опасности студентам, однако пользы от понимания ее не последовало никакой. В результате сегодня одной из самых страшных язв России является бюрократизация всех сфер деятельности общества. Опасность этой бюрократизации не меньше, чем от монополии государственного диктата и огосударствления экономики.
Сюда нужно добавить один очень важный элемент - мотивацию. У каждого чиновника несколько мотиваций - карьерных, имиджевых, финансовых (в том числе личных), личностных (приязнь, неприязнь, зависть, мстительность, гордость), но главная мотивация российского чиновника - избегание ответственности. Над российским чиновником довлеет страх, и он гораздо сильнее надежды на вознаграждение. Отсюда - стремление не делать, чтобы не ошибиться гораздо сильнее стремления сделать ,чтобы добиться результата. Отсюда - стремление получить кучу согласований и подтверждений, позволяющих переложить значительную часть ответственности на вышестоящие и параллельные структуры и лица. Отсюда же - стремление поручить исполнение одного дела многочисленным нижестоящим структурам и лицам, чтобы можно было свалить ответственность за неуспех на нижестоящие структуры и лица. Главное, в любой негативной ситуации заявить и показать: "Я - не я, корова не моя", "Я действовал в соответствии с подпунктом * пункта ** инструкции ***", "Меня подставили", "Подставить хотели Вас (в адрес начальства)" и т.п.
Не только в России, и не только в отношении госуправления. Проблема общая в принципе для управленческих задач в крупных организационных структурах. Что, конечно, не исключает, что в отношении госуправления в России данная проблема стоит особенно остро.