unsplash.com

«Бюрократия без боли. Новые практики госуправления» Дмитрия Виташова (выходит в издательстве «Альпина Паблишер») – проекция позитивного подхода к российской государственности. Автор – опытный федеральный чиновник, в настоящее время возглавляющий Управление организации надзорной деятельности Росфинмониторинга. Уже в силу должности он не может затрагивать сущностных проблем устройства власти в стране. Его задача – убедить читателя в том, что дьявол в административных деталях, а высокая продуктивность государственного аппарата достижима и в наших условиях. «Работая на госслужбе, я видел вокруг очень много умных, эрудированных, патриотичных людей, – пишет Виташов в предисловии. – Каждый из них искренне желал работать хорошо, но все вместе они создавали неоптимальную систему. Бюрократизированную, склонную к авралам, предпочитающую отчеты реальной работе». Как с этим быть? Разобраться в мотивах. Для начала не стоит спешить с категоричным диагнозом, полагает автор, и понять (если не принять) бюрократическую логику такой, как она есть. В этом смысле следующий фрагмент книги представляет собой не худшую попытку.

Государственный аппарат в любой стране – очень крупная организация. В России только на федеральном уровне действует более 70 органов исполнительной власти. У многих из них есть территориальные подразделения в федеральных округах или субъектах РФ. В регионах имеются также собственные органы власти, частично воспроизводящие структуру федеральных. По данным Росстата, общая численность госаппарата составляет около 1,7 млн человек. И в это число еще не включены органы местного самоуправления, не относящиеся к государственной власти, а также ряд крупных силовых структур.

Такая крупная система неизбежно сложна в управлении. Каждый государственный орган представляет собой самостоятельную многоуровневую структуру, в которой занято от нескольких сотен до нескольких тысяч и даже десятков тысяч человек. И синхронизировать работу стольких сотрудников, объединив ее единым замыслом и стандартами, – крайне сложная задача.

Ее решение исторически было найдено в бюрократии. Первоначально это слово не было негативным и предполагало лишь форму организации совместной работы большого количества людей, очень прогрессивную на момент, когда ее описал Макс Вебер, немецкий социолог начала XX в. До того времени система управления была гораздо более хаотичной.