Трудная задача – писать колонки после речи Алексея Навального на своем вчерашнем суде. И после самого этого представления, которое должно было изобразить суд для тех, кто еще не разобрался в сути происходящего – и с Навальным, и с нашей страной. А главное – после бесстыжего, несправедливого, издевательского приговора, который был зачитан в условиях беспрецедентных мер безопасности, но в присутствии журналистов и дипломатов.
Но так уж устроены медиа, что нельзя снова и снова перепечатывать речь Навального в суде, приписывая от себя лишь постскриптум – согласен, мол, полностью, точнее и не скажешь.
Слишком крепкий орешек
С Навальным Путину и его окружению очень не повезло. Слишком он крепкий, упрямый, талантливый, харизматичный и в бытовом смысле положительный. И жена у него красивая, умная и во всем поддерживает. И дети ладные. Все как будто нарочно, чтоб неказистый пожилой разведенный президент с его «этими женщинами» смотрелся максимально проигрышно.
За столько лет непрерывных поисков, на Навального так и не накопали никакого компромата, ни бытового, ни экономического. Сшитые белыми нитками дела, которые должны были выставить его жуликом, выглядят так неловко, что годятся только для агитации тех, кто и так уже сагитирован. Если человек украл всю почту, весь лес и все пожертвования сторонников, то где-то же должен быть его дворец, его банковские счета, его золотые ершики? Но ничего этого мы так и не увидели, и с обысками полиция приходит в совсем не царские интерьеры.
Судя по всему, в Кремле действительно не понимали, с кем имеют дело и даже сейчас еще не до конца поняли. Привыкнув судить обо всех по себе, погрязшие в коррупции, интригах, разводах и разводках хозяева России просто органически не способны поверить в то, что есть другие люди с другими целями и интересами, а Алексей Навальный может искренне нравиться гражданам России или как минимум вызывать человеческое сочувствие.
Но ладно бы, если Навального просто игнорировали на всех уровнях. Уже много лет целые полчища ботов и вполне живых людей денно и нощно борются с ним – точнее, имитируют эту борьбу. Это само по себе довольно странная идея – не пускать его в официальное информационное поле, но пытаться затравить в интернете, где он еще с конца 2000-х годов создал себе и репутацию, и целую собственную экосистему. В итоге, в одном интернете миллионы людей смотрят и слушают Навального, а в другом – с утра до вечера клянут его и рассказывают тем, кто никогда и не интересовался Навальным о том, как он плох, и о своем в нем бесконечном разочаровании. Общее же ощущение такое, что государство с каждым днем все больше вкладывается в борьбу с человеком, значение и влияние которого отрицается с трагикомичной серьезностью.
Ошибка президента
Когда-то давно Навальный действительно был просто блогером, да и Путин еще не был таким одиозным, как сегодня.