© Christopher Weyant

После выборов тема бюджетного обрыва (fiscal cliff) в США приобрела статус одной из наиболее острых и обсуждаемых в мире. Инвесторы боятся и уже неделю продают акции. Не удивительно, ведь грозящее изъятие $600 млрд из экономики грозит стране полупроцентным снижением ВВП. Минус полпроцента – это у них, для нас с высокой вероятностью это может означать $50–70 за баррель и 33–35 рублей за доллар уже в первой половине следующего года. Достойный повод для беспокойства.

На днях социологи из Pew Research Center (PRC) опубликовали результаты исследования, посвященного отношению американцев к бюджетному обрыву.

Несмотря на прозвучавшие после выборов миролюбивые заявления о готовности к компромиссу со стороны как Барака Обамы, так и противостоящих ему республиканцев, опросы PRC показывают, что американская публика со скепсисом относится к договороспособности участников. Более половины опрошенных не верят в достижимость соглашения, на благополучный исход ставят лишь 38%.

Будет ли достигнуто соглашение между Обамой и республиканцами?

Источник: Pew Research Center/Washington Post

Кого винить, если соглашение не будет достигнуто?

Источник: Pew Research Center/Washington Post

Недоверие понятно – еще свежи прошлогодние воспоминания, когда во многом подобный, но гораздо более простой вопрос о потолке госдолга был разрешен лишь в последний момент. Да и решение, по правде, тогда оказалось лишь временным – стороны просто договорились вернуться к обсуждению принципиальных вещей после выборов (в ближайшие недели «потолок» вновь должен появиться в повестке дня). Результат – снижение кредитного рейтинга от S&P и обвал на финансовых рынках, после которого американские акции восстановились лишь через полгода, а российские до сих пор в минусе на добрые 20%.

Угроза еще одного снижения рейтинга есть и сейчас – агентство Fitch уже предупредило о том, что готово резать в случае, если избежать бюджетного обрыва не получится.

Но самое интересное в данных PRC – виновные за возможный провал предстоящих переговоров, похоже, уже назначены. По мнению большинства (53%), основное бремя ответственности ляжет на плечи республиканских фракций конгресса, тогда как Обаму готова винить лишь треть (29%) потенциальных избирателей. Подобный расклад еще перед началом схватки надо признать признаком слабости переговорной позиции представителей Grand Old Party. И признаком не единственным.

Фискальный обрыв в начале 2013 года произойдет в случае, если не будут продлены дополнительные налоговые льготы и дополнительные бюджетные расходы, принятые в свое время для стимулирования экономики. То есть, вообще-то речь идет о резком улучшении структуры государственного бюджета Соединенных Штатов – о росте доходов и сокращении расходов. И никто не спорит с тем, что эту структуру надо улучшать. Проблема заключается именно в шоковом характере предстоящего процесса бюджетной консолидации, способного существенно подпортить текущие макроэкономические показатели страны в 2013–2014 годах. Долгосрочные же последствия скорее благоприятны.

То есть предметом идущего сейчас спора между республиканцами и демократами являются различия в способах смягчить удар от падающего на голову страны бюджетного счастья.

Главный нерв противостояния – налоги на очень богатых. Предложение Обамы – оставить налоговые льготы для всех, кроме 1,5–3% наиболее состоятельных американцев. Предложение республиканцев – продлить налоговые льготы для всех и сконцентрироваться на сокращении расходов, прежде всего, связанных с социальными обязательствами федерального правительства. Обама готов рассматривать снижение государственных расходов, добавив в обсуждаемый список традиционно оберегаемые республиканцами расходы на оборону.

Вопрос государственных расходов, по большому счету, интересен только лоббистам и, скорее всего, станет предметом прагматичных разменов и рутинной торговли. Здесь все просто. Вполне возможно, что этот вопрос даже будет выделен в отдельно обсуждаемый пакет, имеющий высокие шансы на согласование. Но, к сожалению, расходы – лишь треть проблемы. Налоги – две трети.

Не допустить повышения налогов на самых богатых для республиканцев – принципиальный момент, связанный не только с идеологией, но и с тактическими соображениями в политической борьбе. В ноябре Республиканской партии США удалось сохранить большинство в нижней палате конгресса, похоже, только благодаря обещаниям продлить налоговые каникулы для всех. На этих выборах, впервые за много лет, крупный бизнес Америки отдал предпочтение GOP, поставив свои налоговые интересы выше отраслевых.

Это значит, что если свои обещания по налогам республиканцы не выполнят, то на очередных выборах через два года они рискуют потерять контроль над Палатой представителей. В этом случае контролирующие сенат демократы, наконец, получат дееспособное большинство в законодательной власти. Обама, наконец, сможет провести давно обещанные социальные реформы и войти в историю как один из самых успешных президентов. А его партия получит существенное преимущество на следующих президентских выборах. То есть ставки предельно высоки.

Если попытаться представить существующий расклад как стратегическую игру, то получится вот такая таблица исходов: 

Выбор республиканцев: максимально возможный урон для демократов или интересы страны

Источник: Pew Research Center/Washington Post

Для демократов политический ущерб от бюджетного обрыва ниже, чем от победы республиканцев. То есть их поведение предсказуемо – демократы пойдут на бюджетный обрыв – ничего личного, просто математика. Первый год президентства – лучшее время для непопулярных решений.

Для республиканцев и налоги на богатых, и бюджетный обрыв – провал одинаково эпический. Их выбор лежит, скорее, в области этики. И этим он вполне достоин греческой трагедии: либо позволить врагу одержать блестящую победу, либо получить звание вредителей, сваливших страну в рецессию.

В этом смысле основная «вина» за исход начинающихся переговоров лежит на плечах именно Республиканской партии. Именно они источник интриги, и именно они будут делать главный выбор.