
Французские партизаны — маки́. Фото: Wikipedia
Около 18 часов по местному времени 18 июня 1940 года французский генерал Шарль де Голль обратился к соотечественникам из лондонской студии Би-би-си. Речь ветерана Первой мировой продлилась чуть меньше шести минут. Он призвал французов не сдаваться, объявил, что война еще не проиграна, и обвинил возглавившего новое правительство маршала Петена в предательстве. Именно с выступления де Голля начинается официальная история «Свободной Франции» — организации, которая управлялась из Великобритании и должна была противостоять немецким оккупантам в Европе и африканских колониях.
«Я приглашаю всех французов, которые хотят остаться свободными, прислушаться ко мне и последовать за мной», — заключил генерал.
После окончания Второй мировой обращение де Голля превратилось в точку отсчета — именно вокруг него сложился исторический дискурс о Сопротивлении. С тех пор во Франции и Европе движение обрело романтический флер и превратилось в символ национального героизма. Десятки книг и фильмов про обычных людей, которые рисковали хрупкой иллюзией безопасности и всем, что у них было, ради освобождения родины, становились хитами и формировали представление о четырех годах из жизни великой страны.
«Армия теней» Жан-Пьера Мельвиля, «И переполнилась чаша» Франсуазы Саган, мемуары самого де Голля, эссе и письма философов Альбера Камю и Жан-Поля Сартра — очевидцы и наследники событий первой половины 1940-х формировали восприятие войны именно через подпольную деятельность соотечественников, осмелившихся выступить против могущественного Третьего рейха. Рискованные операции, тайные шифры, любовь, смелость, предательство — и все это в декорациях Города света на фоне Эйфелевой башни, Лувра, собора Нотр-Дам. Сопротивление оказалось не только самым явным, но и самым кинематографичным примером стойкости жителей Западной Европы под гнетом тоталитарного режима.
В национальном сознании закрепился образ массового движения, в котором участвовали практически все французы. Каждый гордый патриот вносил свой вклад в противостояние с жестокими нацистами и шайкой коллаборационистов под предводительством Петена: укрывал евреев или диверсантов, распространял листовки, подрывал железнодорожные пути или организовывал засады. Трансформация дискурса началась спустя несколько десятилетий с выходом более беспристрастных воспоминаний и исследований.
Особенно мощный эффект произвел документальный фильм режиссера Марселя Офюльса «Печаль и жалость» 1969 года. Его создатели пообщались с очевидцами из самых разных групп — от пособников нацистов до заслуженных бойцов Сопротивления и обычных граждан, пытавшихся приспособиться к переменам. Офюльс усомнился в идеализированном представлении соотечественников о положении дел в оккупированной Франции. Он показал, что власть нацистов держалась не только на подчинении трусливых политиков, но и на сотрудничестве местных жителей. Лишь незначительная часть французов открыто или тайно противостояла нацистам, остальные либо поддержали режим, либо смирились с ним в надежде избежать военного террора.
Сопротивление было не только менее многочисленным, чем считалось во Франции, но и более разрозненным. Единого движения не существовало вплоть до последних недель перед освобождением Парижа в августе 1944 года, зато на территории страны функционировало множество никак не связанных друг с другом группировок. Они боролись с нацизмом по разным причинам, действовали в атмосфере паранойи и часто преследовали абсолютно противоположные цели. В их деятельности было мало романтики, мало кому из них удавалось сопротивляться репрессивным мерам Третьего рейха, и практически никому — влиять на ход войны.
Героический опыт старшего поколения внезапно — но не безосновательно — оказался поставлен под сомнение. Означает ли это, что французское Сопротивление — всего лишь исторический миф, способ справиться с массовой травмой? Или даже в своем приземленном и прозаичном воплощении оно все равно играет важную символическую роль, напоминает о возможности бросить вызов диктатуре даже без шансов на успех? Попытки найти ответы продолжаются уже более полувека. Чтобы приблизиться к ним, нужно разобраться, как работало Сопротивление на самом деле, и поставить еще один вопрос: нашли бы мы сами силы уйти в подполье и сражаться с оккупантами, если бы случайно оказались во Франции летом 1940 года?
В стране с такой плотностью населения, как Франция, партизанская война (таких масштабов, как в Белоруссии, например) в принципе невозможна, я считаю. Местные выдадут сразу. И не потому, что любят немцев, а потому что за диверсии партизан всегда в первую очередь расплачивается местное мирное население.
Кроме вооруженного сопротивления есть другие "нелетальные" средства борьбы.
Сопротивление?Мало говорят,что на Восточном фронте на стороне нацистов воевало несколько сот тысяч французов.А среди реальных сопротивленцев была княгиня Оболенская,погибшая в застенках, в отличии от Коко Шанель ,которая обожала немцев и привечала их.
Имам парижской мечети Бен Кадур спас тысячи евреев (по разным данным),сделав мечеть убежищем евреям,выдывая им свидетельства,что они мусульмане.
Примечательно,что количество французских сопротивленцев состояло из 45 т.
Зато потом все остальные массово расстреливали своих же земляков за коллобрацию и стригли наголо «немецких подстилок»
Не было никаких сотен тысяч французов на Восточном фронте. С 1941 по 1942 - один полк, с 1943 по 1945 - одна бригада, к концу войны - дивизия.
В фильмо-комиксе Тарантино «Inglorious bastards” есть одна первоначальная ( самая лучшая ИМХО) сцена, которая как можно лучше передает дуальность той ситуации, в которую попал французский обыватель в начале оккупации.
Спасибо, Василий, за интересную статью. Позвольте немного критики? Вы не упомянули о причинах антибританских настроений во Франции. На мой взгляд, на отношение французов сыграла предательская атака Великобритании на флот Франции в 1940 году (операция «Катапульта»). И это не считая позора при эвакуации в Дюнкерке, когда британцы бросили умирать своих французских союзников, которые вообще то прикрывали их отступление.
.
Тем же, кто клянёт французов за нежелание сражаться с нацистами, рекомендую почитать (хотя бы в Википедии) про Локотскую республику. И про Каминского. Как пламенный большевик резко в оккупации перековался в коллаборанта с удивительнейшей судьбой: его казнили его же нацистские боссы за жесткость, проявленную поляком (!!!) Каминским при подавлении Варшавского восстания!
вы, к сожалению, передергиваете факты о "предательской" атаке на французский флот, учите матчасть. Там все было несколько сложнее...
Ну так научите? Приведите свои аргументы
в чьих руках окажется французский флот - это был вопрос ВЫЖИВАНИЯ для Британии. Прежде чем его разбабахать англичане доходчиво все французам объяснили и дали время на подумать. Французы решили ничего не решать, ну и получили. "Предательские" атаки происходят по другому
Но при реальной попытке немцев захватить французский флот, французы его попросту утопили, разве не так? А что это значит? Что все опасения англичан были выдуманы. А тысячи французских моряков уже были убиты британцами в ходе операции «Катапульта». В общем, крайне некрасивая и грязная история
Я бы уволился и сел в самолёт :))
Что, собственно, и сделал...
Нас в СССР учили, что Франция в основном воевала за Гитлера - в сформированных во Франции частях немецкой армии сражалось 60 тыс, а численность маки - 20 тыс, да и в основном они состояли из бежавших из плена советских солдат и евреев. Так что в чём новизна материала - непонятно. Собственно, против СССР воевал тогда весь Евросоюз.
весь Евросоюз во главе с Меркель? такие глупости пишите пожалуйста в одноклассниках, мы тут бабки платим за подписку не для того чтобы ватный наивняк читать в камментах, извиняюсь..
Евросоюз - очень точное географическая характеристика стран, воевавших против СССР. После Брекзита, конечно. Кроме Германии и Австрии: 60 000 эсэсовцев из Франции, Голубая дивизия Франко из Испании, добровольцы из Норвегии, Дании, Бельгии, Голландии, 0.5 млн поляков-некатоликов, Италия, Румыния (Одесса и Полтава), Венгрия (одних евреев на фронт призвали 50 000), хорваты, эстонцы, литовцы, латыши, финны... Чехи не воевали против СССР, но усердно трудились на заводах, клепая танки для вермахта.
В молодости смотрел фильм "Пир хищников" (1964), он был дублирован и появился на экранах в 1969 году. Фильм показывает, как обычные обыватели ведут себя в условиях вызова, когда открывается их сущность. Дело происходит в оккупированной Франции. Компания приятелей собралась за столом, они веселы и беспечны, но тут их веселье прерывается вторжением немецкого офицера гестапо, который говорит им, что они заложники, поскольку партизанами убиты два немецких солдата, если убийц не найдут некоторые из них будут расстреляны. Помню, что многие из участников застолья проявили свои самые худшие человеческие черты, что вызывало удовольствие, насмешку и презрение к ним у немецкого офицера. В конце фильма, когда они все унизились и опозорились, немец говорит, что убийцы пойманы и собравшиеся свободны. Он уходит, а им стыдно посмотреть в глаза друг другу. Вот такая память осталась у меня от фильма. Возможно, за давностью лет что-то путаю, но фильм мне тогда очень понравился. Вот и сегодняшний рассказ напомнил о том, что обыватель хочет жить, и далеко не всякий готов поставить ее на кон, чтобы остаться порядочным человеком.
Очень хороший материал, спасибо. К настоящему времени уже есть национальные историографии как по оккупац. режимам и по коллаборационизму (это не одно и то же), так и по сопротивлоению. Сопротивление разъединенных мединских разных стран просто феноменальное. И даже такие обзоры, как этот, редкость большая.
По сути (той ее части, с которой сталкивался) согласен не во всем. Типичными были и кровавые усобицы между рукавами сопротивления (в Греции, возможно самые кровавые)
Весь дуализм поведения любых коллаборантов - что в СССР, что во Франции, что в Норвегии, просто везде - очень просто объясняется тем фактом, что европейцы видели мало разницы между коммунистической и нацистской идеологиями, равно угрожавшими поработить Европу.
Именно поэтому в этих странах Европы действовал Коминтерн, с которым сотрудничали почему-то массово и добровольно местные жители
И все таки проактивно высылать в Освенцим своих евреев, даже когда от тебя этого не требуют, - действие из страха перед коммунизмом не вытекающее
Есть где-то достоверные подтверждения массового добровольного сотрудничества местных жителей этих стран с Коминтерном? Не поделитесь? Только материалы совкового агитпропа присылать не трудитесь.
Прекрасная иллюстрация тому, что большинство населения готово мирится с любой диктатурой и неготово ей противостоять.
Приятно, что на репаблике выходят помимо полемически заряженных, достаточно взвешенные материалы.
Остается лишь надеяться, что на моем веку можно будет с такой же долей как отстраненности от откровенной ангажированности, но и понимания мотивов отдельных людей рассуждать о самых острых моментах нашей истории
Может быть я воспитан неверно или по жизни слишком циничен, но когда в интернетах видишь брызжущих слюной людей, обвиняющих сограждан в соглашательстве и неприсоединению к последней битве добра с нейтралитетом, кроме отвращения на ум ничего не приходит
Легко быть героем в собственной голове. Как оказалось, в информационном пузыре интернета еще легче
"когда в интернетах видишь брызжущих слюной людей, обвиняющих сограждан в соглашательстве и неприсоединению к последней битве добра с нейтралитетом, кроме отвращения на ум ничего не приходит"
= = =
В контексте серии публикаций: это Вы про немцев, на площадях зиговавших и/или рассуждавших в берлинских гостинных про неоднозначность и многовековых гадящих англичанок и славян?
Погуглите словосочетание "последняя битва добра с нейтралитетом"
Попытайтесь, все-таки, взглянуть на свой базовый комментарий шире. Подсказка: Россия настоящего, в отличие от Франции 40-х, не потерпела поражение в войне и не оккупирована превосходящими силами противника. Все свои.
А вы попытайтесь немножко абстрагироваться от конкретного материала.
Медиа повестка российская с любой из сторон сейчас выглядит просто как поиск врагов, взаимные срачи, ненависть, обвинения в службе на силы зла и тд.
А уж про оккупацию России найдется миллион желающих рассказать
Я здесь не солидаризируюсь с их позицией, а лишь обозначаю, что она занимает весомую нишу в общественно-политическом дискурсе
Да-да:
"Медиа повестка германская с любой из сторон сейчас выглядит просто как поиск врагов, взаимные срачи, ненависть, обвинения в службе на силы зла и тд...
Я здесь не солидаризируюсь с их позицией, а лишь обозначаю, что она занимает весомую нишу в общественно-политическом дискурсе"
Circa 1932/35. Почитайте Хафнера, например.
Спасибо за направление, почитаю
В свою очередь порекомендую вам попытаться выйти на более высокий уровень обобщения и попытаться перестать мыслить аналогиями
Не только на Вашем веку, а до и после него, т.к. "большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины натолкнется скорее отдельный человек ("брызжущий слюной", прим.), чем целый народ" (Декарт).
Я боюсь представить, что бы было с русским народом, если б он думал как Вы в 1941 г.
А немцы-то как отчаянно отбивались, когда Красная Армия вошла на территорию собственно Германии!
У них была мотивация.
Не знаю, как там в 1945-м было с любовью к Гитлеру, но все немцы прекрасно понимали, что орган движения им повырывают на хрен всем.
Ну, и Сталин тоже мотивировать умел.
А теперь вместо цитат Доминика Торрето попробуйте честно (это самое главное) спросить себя:
Вот вы попали в зону нацистской оккупации. У вас есть семья, вы обычный обыватель.
Будете вести себя конформистски или пойдете до последней капли крови воевать с врагом?
Если да - то я перед вами преклоняюсь.
Если кто-то даст однозначный ответ на этот вопрос, то безусловно соврет. Но из это не следует, что сидение на диване и соглашательство - лучшее решение в т.ч. для будущего семьи.
90% армии, кстати, это недавние обыватели.