Yevgeny Philippov / Global Look Press
Это четвертая статья из цикла по мотивам книги Михаила Ходорковского «Как убить Дракона. Пособие для начинающих революционеров». В предыдущих частях (вот первая, вторая и третья), помимо описания ресурсных ограничений и сценариев изменений, я обосновывал тезис о том, что главной угрозой для российского народа является он сам — представления в голове большинства населения. Поэтому задачу демократизации России я считаю как минимум не первоочередной в ряду необходимых мероприятий, а в некоторых отношениях и прямо препятствующей преодолению более острых общественных недугов, чем авторитаризм (на мой взгляд, «оккупационная администрация» или просвещённая диктатура справятся с задачей защиты россиян от них самих более эффективно). Ходорковский, напротив, строит значительную часть своих рассуждений вокруг механизмов, которые помогли бы защитить демократические завоевания от скатывания в авторитаризм. Одним из ключевых подобных механизмов по версии не только Ходорковского, но и многих представителей «прогрессивной общественности», является «реальная федерализация» России, дискуссии о возможности которой посвящена эта статья.
Я согласен с тем, что современная Россия — страна излишне централизованная, а правильный баланс полномочий по линии центр — регионы для большой страны едва ли не более важен, нежели разделение властей в центре. Однако, на мой взгляд, многие адепты федерализации радикально недооценивают некоторые проблемы, стоящие на пути «настоящей федерализации России». В этом смысле рассуждения Ходорковского выгодно отличаются от большинства наивных надежд на регионы. Он видит существующие диспропорции и предлагает интересные идеи, направленные на их устранение. Для того, чтобы обсудить, насколько эти позволят решить неразрешимые, на мой взгляд, проблемы федерализации, необходимо эти проблемы детально описать.
Для начала сравним Россию с другими большими странами. Разница в ВРП на душу населения между самым богатым и бедным штатом США — 2,2 раза, между самой богатой и бедной землей Германии — 2,4 раза, штатами Бразилии — 3,7 раза, провинциями Китая — 4,5 раза, штатами Индии — 10 раз. Разница подушевого ВРП между самым богатым и бедным регионом России — 60 (!) раз (2018). Здесь сразу необходимо подчеркнуть, что благодаря государственному перераспределению разница в уровне и качестве жизни российских регионов в разы меньше. В частности, по доходам населения самый богатый и бедный регионы отличаются в 5,3 раза (2020), а вот по объему произведенного на душу продукта те же два региона отличаются в 60 раз.
Если суммировать собираемые в каждом штате США местные налоги и налоги штата и разделить их на население, то разница между самым богатым и самым бедным штатом составит менее 3 раз, при этом более половины штатов в середине списка будут отличаться друг от друга по налоговым доходам на душу менее чем на 20%. Если же мы суммируем собираемые в штате США налоги всех уровней, включая федеральные, и разделим их на население, то максимальная разница между штатами по этому показателю составит 4,5 раза, а более половины штатов в середине списка будут отличаться друг от друга менее чем на 30%. (2018. Здесь и далее цифры приводятся без учета взносов в систему социального страхования)