Учения НАТО в Польше

Учения НАТО в Польше

Staff Sgt. Matthew Foster/Keystone Press Agency/Global Look Press

Миновала годовщина вторжения России в Украину. Этот год изменил не только Украину, но и всю международную политику. Republic обсудил итоги первого года войны с экспертом Международного центра обороны и безопасности (Таллин), политологом-международником Игорем Грецким. Он уверен, что Россия не в состоянии выдержать глобальную конкуренцию в экономической и военной сферах, а намеки Путина о ядерном ударе — лишь послание контрэлитам Запада. Тем не менее Грецкий считает, что война не закончится как минимум до конца года, а территориальные аппетиты Кремля простираются далеко за пределы Украины.

«Умиротворение Путина не является прочным основанием для мира на континенте»

Завершился первый год «спецоперации». Наверняка в феврале прошлого года у вас были какие-то ожидания того, как будет развиваться начавшийся военный конфликт. Оглядываясь назад, что для вас оказалось ожидаемым, а что стало неожиданным?

— Экспертному сообществу важно провести ревизию того, что было написано и сказано год назад. Не все прогнозы сбылись. С осени 2020 года практически непрерывно проводились учения российских и белорусских войск, на границе с Украиной концентрировалось большое количество солдат и военной техники. С середины лета 2021 года, сразу после встречи [президента США Джо] Байдена и [президента России Владимира] Путина в Женеве, в России началась массированная пропагандистская кампания о якобы «военном освоении территории Украины» со стороны НАТО. Было очевидно, что Путин готовит провокацию с использованием вооруженных сил. Западные разведслужбы с декабря 2021 года утверждали, что будет полномасштабное вторжение.

Однако тогда казалось, что Путин постарается избежать максимальных рисков для своего политического режима и не пойдет дальше административных границ Луганской и Донецкой областей. Было понятно, что в лобовую атаку на глубоко эшелонированные укрепления ВСУ в ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей. — Republic) армия России не решится и постарается обойти их со стороны Крыма и Белгородской области, исключив самоубийственные марш-броски вглубь украинской территории.

Политолог Игорь Грецкий

Фото предоставлено Игорем Грецким

Но события развивались иначе — российские войска начали наступление с нескольких направлений и пошли прямиком на Киев. Очевидно, Путин принял такое решение, уверовав в то, что при внезапном появлении российских танковых колонн украинское государство рассыплется само, а Запад не сможет быстро дать консолидированный ответ. Он был уверен, что зависимая от дешевых российских энергоресурсов и цепенеющая при упоминании ядерного оружия Европа отвернется, оставив Россию с Украиной один на один. В конечном итоге все эти расчеты Путина оказались ошибочны.