Anton Belitsky/Russian Look/Global Look Press
Весной прошлого года администрация президента организовала патриотические концерты «Za Россию», которые прошли во многих регионах страны. Как не трудно догадаться по названию, в списке гастролеров оказались давно сотрудничающие с властью артисты, которые регулярно выступают на кремлевских патриотических мероприятиях. Однако в чес отправились не только Олег Газманов, Денис Майданов и Николай Расторгуев, но и рокеры, которые до этого в турбопатриотизме замечены не были (Юлию Чичерину, которая с головой окунулась в донбасские дела уже давно и явно получила передозировку, мы в расчет не берем). «Za» выступили группа «СерьГА», «Смысловые галлюцинации», «УмаТурман». Через некоторое время Гарик Сукачев снял клип, где он сам, его бывший коллега по «Бригаде С», а ныне солист «СерьГИ» Сергей Галанин, музыканты группы «Чайф», Олег Гаркуша из «Аукциона» и другие рокеры перепели хит Анатолия Крупнова «Я остаюсь». Посыл кавера был понятен — кто-то уехал, а мы остались (потому что Za). Галанин теперь регулярно исполняет патриотические фронтовые песни, хотя еще недавно пел совсем о другом — снилось ему, что запрещенное слово «кончилось». Za выступают Александр Скляр из «Ва-банка», Вячеслав Бутусов, Вадим Самойлов. Старинные поклонники русского рока удивляются — как же так, былые бунтари легли под власть, и готовы оправдывать все что она делает? Многие любители начинают разочаровываться в самом жанре — раз его представители za, то нам придется быть против.
Bogomolov.PL / Wikipedia.org / https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/
Но надо ли хоронить «русский рок», как явление, оказавшееся лоялистским власти и предавшее свой изначальный протестный имидж? Действительно, во многом это направление стало известным благодаря тому, что рок-музыканты 70–80-х годов не боялись критиковать власть, пусть иногда прибегая к эзопову языку. Но имидж протестного у «русского рока» появился, в основном, благодаря музыкантам из Ленинградского рок-клуба: «Аквариум», «Кино», ДДТ, «Алиса», «Телевизор» и многие группы из Ленинграда действительно, как могли, протестовали в текстах песен. В середине 80-х любой квартирник мог закончиться визитом милиции. Этого нельзя сказать об их коллегах из московского рок-клуба — многие его группы или музыканты были приписаны к различным филармониям и имели вполне легальную возможность выступать. Возможно, они играли более складно и затейливо (вспомним хиты той же «Бригады С»), но особенной фронды себе не позволяли. Только с началом Перестройки в их песнях стали появляться гражданские нотки — запрос на протест рос и ширился, а выражать его становилось все безопаснее. Екатеринбургский рок-клуб тоже серьезно уступал в оппозиционности ленинградскому. «Наутилус Помпилиус» исполнял протестные гимны, но тексты к ним написал не фронтмен Вячеслав Бутусов, а поэт-бунтарь Илья Кормильцев. Кормильцев давно умер, Бутусов давно перековался.