В демократических странах, как правило, граждане прямо или опосредованно участвуют в принятии политических решений. Так, например, обстоят дела в Португалии, где жители страны очень активно реализуют это право на местном уровне. Португалия – это пример «партиципаторной демократии», где больше внимания уделяется равному и прямому доступу граждан к принятию решений, в отличие от традиционной представительной демократии, где решения принимают главным образом выборные представители. Подобные практики получили широкое распространение, прежде всего в Латинской Америке и Европе.
С 2006 года организация International Observatory on Participatory Democracy (IOPD) проводит конкурс на лучший опыт привлечения граждан к принятию решений на местном уровне. В 2014 году премия IOPD впервые была вручена не латиноамериканской стране с богатым опытом привлечения граждан, не европейской стране с развитой культурой гражданского участия, а огромному мегаполису в государстве, чей опыт партиципаторной демократии вряд ли можно назвать передовым – китайскому городу Чэньду.
Программы по участию граждан в решении местных вопросов есть в Китае уже давно (например, в Шанхае, Вэньлине и некоторых районах Пекина), и они довольно популярны среди горожан, но до опыта Чэньду им далеко. С 2008 года в Чэньду при участии жителей было реализовано более 100 тысяч проектов – строительство и ремонт дорог, школ, больниц, городских общественных пространств и так далее. Жители маленьких деревень и городов, входящих в агломерацию Чэньду, периодически выбирают, на что именно необходимо направить бюджетные средства, и с 2008 года распределили более $1,2 млрд – внушительная сумма даже в сравнении с ведущими мировыми аналогами.
Китайский опыт перенимают и другие страны, в том числе Малайзия и Индонезия. Но остается вопрос: действительно ли это реальный случай привлечения граждан к принятию решений или то, что в западной литературе называется «window dressing», а у нас – «потемкинские деревни»? Зачем все это нужно властям Китая и другим авторитарным режимам?