Здание ВТО. Фото: WTO

Здание ВТО. Фото: WTO

Поиск причин, почему одни государства богаты, а другие бедны, сегодня является одним из самых востребованных направлений в экономической науке. Попытки объяснить историческую разницу в развитии, как правило, предпринимают западные авторы. Но не только они. Книгу «Как нации становятся брендами. Экономико-политические наблюдения» (вышла в издательстве «Альпина Паблишер») написал российский экономист Рахимбек Абдрахманов. С некоторыми сокращениями публикуем главу, в которой автор делится своими мыслями о работе Всемирной торговой организации (ВТО) – и ее весьма неоднозначной роли в судьбе развивающихся стран.

Попасть в любой элитный клуб считается почетным и порой нелегким предприятием. Но что вы получаете от членства в подобном сообществе для «избранных» и чем должны пожертвовать? Об этом, как правило, не принято говорить громко, и чаще всего подобные вопросы остаются за скобками в условиях всеобщей эйфории. Что представляет из себя престижный международный торговый клуб ВТО?

В первую очередь нужно понимать, что основным принципом, на котором построен фундамент организации, является либерализация в отношении международной торговли. Отцами-основателями ВТО по праву можно считать США, Англию, Францию, Германию, Канаду и Японию, то есть страны, вобравшие в себя все дивиденды экономического, технологического и политического превосходства. Странами, находящимися на верхней ступени лестницы мирового влияния, были разработаны новые принципы и законы, по которым сегодня осуществляются торговые взаимоотношения между государствами. Так как внешняя торговля является основой экономического благосостояния любого государства и представляет собой главного «добытчика» страны, обеспечивая приток валюты, сырья, технологий и оборудования, знаний и уникальных товаров, то, исходя из этого в вопросах ее регулирования, уже не может быть полного беспристрастия и справедливости, ведь речь идет о неизбежном конфликте интересов.

Прежде чем оценивать такую авторитетную международную организацию, как ВТО, необходимо осознать, что каждая из вышеназванных стран-основателей построила свое благополучие несколько иным путем, нежели фритредерство, либерализация и снятие внешних барьеров на пути движения товаров из одного государства в другое. Таким образом, в экономических отношениях с сильными мировыми игроками не приходится надеяться на любого рода снисхождения и благородные жертвы, даже в угоду дел, носящих гуманный характер и способствующих пользе человечества.

Международный эгоизм не ушел в историю, не испарился под влиянием мировых войн, научных открытий, развития интеллекта, всплеска гуманизма или роста влияния международных организаций. Он по-прежнему имеет место и руководит действиями многих правительств в решении важнейших международных вопросов. ВТО предлагает максимизацию выгод и возможностей от интеграции в международное сообщество, мотивируя это тем, что организация способна распространять стратегию либерализации на всем поле своего юридического влияния и, используя определенные рычаги, снимать ограничительные и протекционистские барьеры, нарушающие принципы свободной торговли. Провозглашая равные права для любой страны-участницы ВТО, с одной стороны, с другой – никто из наиболее влиятельных ее членов не готов создавать благоприятные условия для развития стран-конкурентов, способных создать какие-либо трудности для обслуживающих их интересы транснациональных корпораций (ТНК). В моменты, когда в рамках любого международного формата сотрудничества затрагиваются национальные интересы (к примеру, интересы ТНК), каждая заботящаяся об интересах своего народа страна в целях поддержки отечественного бизнеса незамедлительно употребит ресурс имеющегося влияния, даже если это будет противоречить ранее достигнутым соглашениям.

На практике оказывается, что некоторые государства обладают бóльшими полномочиями, чем формально предусмотрены организацией, и имеют возможность влиять на торговые споры и принимаемые решения, нарушая принцип беспристрастности в организации. Разумеется, подобное происходит завуалированно и зачастую опосредованно. Действующие правила работы организации позволяют некоторым участникам прибегать к действиям, подрывающим как принципы функционирования ВТО, так и интересы отдельных государств. Скрытая протекция со стороны влиятельных стран, как правило, происходит без ощутимых последствий и должного противодействия как со стороны организации, так и государств, чьи интересы были нарушены. Подобные прецеденты подрывают не только доверие к ВТО, но и международную конкурентоспособность стран второго эшелона, чем существенно осложняют их дальнейшее развитие. Во многих сырьевых государствах основным активным лобби по вступлению в ВТО являются именно промышленные предприятия, добывающие ресурсы.

Под воздействием внешних антидемпинговых процедур, в том числе квотирования импортной продукции странами–участницами ВТО, доступ национальных экспортеров сырья на наиболее емкие рынки существенно ограничен. В этих условиях ими активно поддерживается идея либерализации, что лишний раз подтверждает неспособность отдельных рыночных субъектов мыслить не только интересами отрасли, но и национальной экономики в целом. Конечно же, позиции сырьевого производителя на соответствующих рынках значительно улучшаются, но увеличение объемов реализации сырья в условиях снятия таможенных барьеров сопровождается естественным резким снижением внутреннего потребления отечественной готовой продукции. В конечном итоге страдает обрабатывающая промышленность, которая оказывается неспособной к конкурентному противостоянию с ТНК ни на внешних рынках, ни на национальном.