Владимир Путин осмотрел в Тулуне пункт временного размещения граждан, пострадавших от наводнения. Иркутская область, 19 июля 2019 года.

Владимир Путин осмотрел в Тулуне пункт временного размещения граждан, пострадавших от наводнения. Иркутская область, 19 июля 2019 года.

Фото: kremlin.ru

В нынешней России есть немало активных граждан, проходящих несколько странный путь от неумеренного политического оптимизма к столь же неумеренному политическому пессимизму. Поначалу эти граждане чрезвычайно энергичны. Они желают получить позитивные результаты здесь и сейчас. Они говорят, что у России нет времени выжидать, нет времени дальше терпеть путинскую стагнацию. Они полагают, что, если срочно не трансформировать режим, наша страна отстанет навсегда от цивилизованного мира. Эти люди пытаются прошибить лбом стену режима, а, набив шишек, ударяются в пессимизм и говорят, что при таком народе наша страна обречена на вечное рабство. Они утверждают, что подобные режимы никогда не рушатся, что силовики никогда не выпускают власть из своих рук и что после Путина автократия станет воспроизводиться у нас вновь и вновь.

Автократия без автократа?

Не стоит сейчас говорить о ближайших путинских годах. Неумеренный энтузиазм, скорее всего, будет не раз еще разбиваться о «кремлевскую стену». А вот о том, как сложится мир после Путина, поговорить стоит. Конечно, предсказывать будущее – дело неблагодарное. Слишком уж сложен наш мир, и слишком много факторов влияют на это будущее. Однако предположение, будто путинский политический режим может легко воспроизвестись без своего основателя, весьма спорно.