Изменение конституции для расширения полномочий или продления власти главы государства – явление для постсоветского пространства не новое. Где-то, как в Казахстане или Азербайджане, местным лидерам удавалось продлить свою власть, а, например, в Армении все закончилось отстранением премьера и поражением правящей партии. Владимир Путин решился кардинально менять конституцию лишь через 20 лет после начала правления, а вот его белорусский коллега Александр Лукашенко с этого начал. И столкнулся с сильным парламентом и Конституционным судом – проблемами, которых у российского президента сейчас нет.
В начале пути
Победив 10 июля 1994 года на президентских выборах, Александр Лукашенко развернул кипучую деятельность: занялся формированием президентской администрации, установлением контроля над медиа и раздачей постов. Перед новым правительством, которое возглавил Михаил Чигирь, Лукашенко поставил задачей борьбу с инфляцией и неэффективным управлением госпредприятиями.
В ноябре президент уехал в свой первый отпуск в Сочи – именно в это время правительство должно было отпустить цены на молочные продукты. Вскоре Лукашенко вернулся – и устроил на телевидении разнос правительству, Верховному Совету, Национальному банку, а также партиям, профсоюзам и СМИ, обвиненным в «подрывной деятельности». Многие члены команды Лукашенко были шокированы: хорошо в глазах граждан должен был выглядеть только он – непогрешимый лидер, а своих чиновников можно было и поругать. Молодой президент постепенно концентрировал власть в своих руках. Вскоре ушли в отставку многие его бывшие соратники, в том числе вице-премьер Виктор Гончар и куратор медиа в президентской администрации Александр Федута.
С начала правления Лукашенко столкнулся с критикой в Верховном Совете. Главной парламентской оппозиционной силой был национал-демократический Белорусский Народный Фронт (БНФ) Зенона Позняка, выступавший за активные рыночные реформы, сворачивание интеграции с Россией и поддержку белорусского языка. Лукашенко стремился поставить под свой контроль местные администрации, что категорически не устраивало оппозицию. Уже 10 ноября члены БНФ на пресс-конференции высказали мнение о необходимости импичмента президента.