По подсчетам социологов из Ратгерского университета (Нью-Джерси), от рук американских правоохранителей погибает 1 из тысячи чернокожих мужчин или подростков – этот показатель в 2,5 раза выше количества смертей белокожих потенциальных нарушителей закона. Анализ учитывал данные по смертям в период с 2013 по 2018 год и также выявил повышенную вероятность смерти от рук полицейских у латиноамериканцев, коренных американцев, а также чернокожих женщин и девушек, хотя последний факт часто замалчивают. Однако именно чернокожие мужчины и подростки уязвимее всех. По словам социолога Фрэнка Эдвардса, у них больше шансов быть убитыми полицией, чем выиграть в лотерею.
Почему так получилось, что чернокожих людей куда чаще убивают, избивают, насилуют и подвергают пыткам белые полицейские? Этим вопросом задался в вызвавшем немало споров и критики эссе для издания The Conversation профессор социологии Университета Брока (Онтарио, Канада) Тамари Китосса. И у него есть ответ: возможно, частично это объясняется многолетним неправильным – то есть расистским – изображением чернокожих в СМИ и поп-культуре, к которому у большинства белых людей выработалась стойкая толерантность.
И если киноиндустрия в последнее время начинает все активнее бороться с гендерным и расовым неравенством (так, Берлинский кинофестиваль на днях заявил о том, что больше не собирается вручать отдельные призы за лучшую мужскую и лучшую женскую роли: с 2021 года приз будет единым, гендерно-нейтральным, интересен также кейс с «Черной пантерой» Marvel), то Голливуд кажется автору эссе менее гибким в этом вопросе. «Мы все еще имеем дело с культурой доминирования, которая процветает за счет сексуализированной демонизации чернокожих», – пишет профессор.
Этот тезис он пытается доказать на примере двух классических блокбастеров: кинофраншизы «Чужой», в которой, как считает Китосса, авторы изображают чернокожую женщину «инопланетной маткой», и фантастического боевика «Хищник», заглавный герой которого носит дреды и старается уничтожить всех на своем пути (кроме, пожалуй, Арнольда Шварценеггера).
Убийства Джорджа Флойда и Брионны Тейлор, по мнению профессора, послужили катализаторами для того, чтобы многие белые люди открыли для себя реальность расизма и полицейского насилия. Это приводит к переосмыслению некогда считавшихся нормой метафор в политике и культуре: так, недавно правнук Агаты Кристи добился того, что французские переиздания романа «Десять негритят» будут выходить под наименованием «Их было десять».