«Читали ли вы, – спросил Иван Иванович после некоторого молчания, высовывая голову из своей брички к Ивану Федоровичу, – книгу “Путешествие Коробейникова ко святым местам”? Истинное услаждение души и сердца! Теперь таких книг не печатают. Очень сожалетельно, что не посмотрел, которого году».
Это – второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Второй том «Вечеров» вышел в 1832-м, а вот про какую книгу ведет речь один из героев Гоголя? Что это за Коробейников и чем так потрясло Ивана Ивановича, налегавшего, кстати, в ходе обеда на водку, его путешествие? Давайте разбираться.
И начнем с того, что Иван Иванович ошибается: «Путешествие Коробейникова», или, если говорить точно, «Послание московских купцов и хождение их во Царьград, и в Антиохию, и во Иерусалим, и в Синайскую гору» в его время как раз печатали. Это – одна из самых популярных русских книг о путешествиях и в допетровскую, и в послепетровскую эпоху. Известны сотни списков и несколько десятков изданий.
Однако пора нам с Иваном Федоровичем Шпонькой ненадолго проститься и отправиться во времена более ранние. Во времена Ивана Васильевича Грозного.
Царская совесть
Жанр вообще древний, заслуженный. Первые русские записки паломника – «Житие и хожение игумена Даниила ко святым местам» – появились в самом начале XII века. Тоже, кстати, довольно популярная книга, но с Коробейниковым Даниилу Паломнику не тягаться.
Итак. 19 ноября 1581 года в Александровской слободе умер царевич Иван Иванович. Как теперь сказали бы – «при невыясненных обстоятельствах». Конечно, благодаря Карамзину и – в еще даже большей степени – Илье Репину все знают, что царь Иван убил царевича посохом. Но не все так однозначно. Карамзин свои сведения об этой трагической истории черпал в основном из записок иностранцев. Маржерет (о котором «Север» рассказывал) говорит аккуратно – «были слухи, что царь убил своего сына». Масса (о котором «Север» непременно еще расскажет) – выражается более прямо. Но иностранцы, описывая жизнь и деяния Ивана IV, вообще любили сгустить краски. Хотя, казалось бы, куда уж.
В начале шестидесятых годов прошлого века советские ученые вскрыли захоронения Ивана Грозного и его сына. Череп царевича был в очень плохом состоянии: не удалось ни восстановить его внешний облик, ни, тем более, подтвердить или опровергнуть версию о том, что царь проломил царевичу голову. Антропологам просто не с чем было работать, зато криминалисты обнаружили в останках царевича ртуть, свинец и мышьяк. В очень высокой концентрации. Возможно, Иван Иванович умер не от смертельной раны, а от яда.