Мартовский саммит ЕС пройдет в Брюсселе 25–26 марта. Лидеры 27 членов Евросоюза (ЕС) будут обсуждать план Еврокомиссии по постепенному выходу Европы из локдаунов, несмотря на тревожную эпидемиологическую обстановку на континенте. На прошлой неделе список вопросов пополнился еще одним – распределением вакцин между странами, входящими в объединенную Европу. Разбираемся, поможет ли это ускорить выход ЕС из локдауна.
Инициатором обсуждения вопроса о несправедливом распределении вакцин стал федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц. Он вместе с главами правительств Болгарии, Хорватии, Чехии, Латвии и Словении написал об этом письмо президенту Евросовета Шарлю Мишелю и президенту Еврокомиссии (ЕК) Урсуле фон дер Ляйен. Речь идет о 4 млн доз вакцины Pfizer, которые должна в ближайшее время поставить американская компания.
В письме Ляйен и Мишелю недовольные премьер-министры жалуются на то, что распределение вакцин не связано с численностью населения стран. «Если существующая сейчас система продолжит работать, – пишут недовольные политики, – то к лету в Европе возникнут огромные перекосы в распределении. В то время как одни государства быстро достигнут коллективного иммунитета, другие останутся далеко позади».
Себастьян Курц написал в твиттере, что если распределение продолжится по той же схеме, что сейчас, «это приведет к большой несправедливости и это необходимо предотвратить».
Австрийский канцлер назвал существующую систему распределения «базаром» и вполне справедливо раскритиковал европейских регуляторов за медлительность в сертификации вакцин. 16 марта он призвал разработать «механизм коррекции» распределения вакцин.
Урсула фон дер Ляйен ответила, что программа распределения абсолютно прозрачна, и намекнула, что винить Курцу и остальным подписантам следует исключительно себя и AstraZeneca.
Вакцины в Европе распределяются в зависимости от численности населения, то есть самые населенные страны типа Германии, Франции и Италии получают больше вакцин, а наименее населенные типа Люксембурга и той же, скажем, Австрии – меньше. Однако во время обсуждения этого вопроса в прошлом году европейские лидеры настояли на том, чтобы у них была возможность выбора. Они имеют право выкупать свою квоту, но и могут заключать с производителями вакцин двусторонние соглашения о закупке дополнительных партий. Они имеют право отказаться от всей или части квоты ЕС, после чего эти остатки могут выкупить другие члены ЕС.
Ряд европейских стран (в основном на востоке Европы) предпочли AstraZeneca более дорогим вакцинам, например, Pfizer, которые к тому же труднее хранить и перевозить. Когда в начале 2021 года у AstraZeneca возникли проблемы с производством, проблемы возникли не только у Брюсселя, но и у тех стран, которые сделали ставку на британо-шведскую вакцину. Страны же, отдавшие в самом начале предпочтение вакцине Pfizer, сейчас оказались в лучшем положении.
«Некоторые страны не выкупают все положенные им дозы, – рассказал Financial Times один из европейских дипломатов. – Они выбрали другую стратегию и предпочли другие вакцины, которые дешевле и которые легче хранить и транспортировать. Так что никакой несправедливости и никакого отсутствия солидарности нет. Несправедливо будет сейчас менять систему распределения, которая была оговорена в самом начале. Это будет несправедливо в первую очередь к тем, кто месяцами соблюдал жесткие ограничительные меры и локдауны».