Так уж вышло, что главной политической новостью прошедшей недели стало видео с депутатом Госдумы от КПРФ Валерием Рашкиным и лосем (вернее, тем, что от животного осталось). Какая политика — такие и новости. Тем более, что новости — это что-то новое, и в этом смысле появление новых запретительных законов или уголовные дела за фривольные фото на улице с храмами поблизости, или очередные откровения Владимира Путина и его команды — уже никакие не новости, это все было. А тут диковинка — депутата-коммуниста задержали при более чем подозрительных обстоятельствах — за рулем авто на лесной дороге, в багажнике — освежеванная туша лося, походка и речь парламентария — нетверды. Видео мгновенно попало в телеграм-каналы, оттуда — в интернет-таблоиды, уже через несколько часов Валерия Рашкина показывали в выпусках федеральных теленовостей, причем сюжет шел в первой тройке.
Сам коммунист объявил, что тушу лося нашел в уже разделанном виде и вез сдавать в полицию. Честно скажем — версия смотрится не особенно правдоподобно, хотя оружия у депутата обнаружено не было. Позже силовики объявили, что карабин и охотничий билет на имя Валерия Рашкина нашлись неподалеку. История выглядит абсурдной и даже в чем-то комичной, если бы не жизнь животного и последующая карьера самого депутата. Незаконная охота — история уголовно-наказуемая (и соответствующее дело было возбуждено), за нее можно схлопотать реальный срок до двух лет. Обвинительный приговор по уголовке автоматически ведет к лишению депутатского мандата. Вроде бы, дело ясное — чиновники и депутаты любят радости жизни, в том числе — не самые разрешенные, от наказания за пользование этими радостями они чаще всего уходят. Да что там — ни мы, ни правоохранительные органы об этих радостях даже не узнаем. А здесь — целый федеральный депутат, глава московских коммунистов — пойман фактически с поличным, и что-то подсказывает, что от наказания он уйдет вряд ли. Но чувства восторжествовавшей справедливости при виде Валерия Рашкина не возникает.
Судить не охота
Депутата от КПРФ по нынешним временам можно назвать одним из самых оппозиционных политиков (уж в Госдуме так точно). Рашкин собирает митинги, ругает Кремль и мэрию, борется с обязательной вакцинацией (хорошо это или плохо — вопрос другой, главное, что это действие на взгляд нашей власти резко протестное). Депутаты Мосгордумы от КПРФ, например, Евгений Ступин — тоже товарищи достаточно оппозиционные. Конечно, границы системности Валерий Рашкин старается соблюдать — московский горком исключил из партии яркого парламентария из Мосгордумы Елену Шувалову, которая пыталась устроить в заксобрании круглый стол с участием Алексея Навального. Столичное отделение выдвинуло сильных кандидатов (тех же набравших известность депутатов Мосгордумы) в Госдуму в меньшинстве московских одномандатных округов. Но границы эти маркировались еще во времена, когда внутреннюю политику курировал Владислав Сурков. Кстати, в сурковские времена считавшегося кондовым коммунистом старой школы Рашкина направляли усмирять столичное отделение. Его бывший глава депутат Госдумы Владимир Улас начинал набирать политический вес, он выступал за взаимодействие с либеральной оппозицией на протестных акциях и вообще был достаточно современным левым политиком. Валерий Рашкин призван был разогнать эту вольницу и разогнал.