Иллстрация: Иероним Босх "Музыкальный Ад" (из триптиха "Сад земных наслаждений")

Государственной идеологии в России, как известно, быть не может, — Конституция это прямо запрещает. «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», — говорит нам статья 13. Номер, кстати, несчастливый у статьи, и, думаю, очередного (неизбежного) референдума при пне она не переживет.

Запрос на новую идеологию

Не переживет просто потому, что государственники регулярно волнуются: без четкой (и, возможно, дерзкой) идеологии нам в битве против коллективного Запада не выстоять. В борьбу за право формировать идеологии давно уже вступили два основных игрока — Совет безопасности и Управление внутренней политики администрации президента. Есть ощущение, что выигрывает Совбез: президент просто не верит в стойкость юных, бороды не бривших и в органах не служивших. Ему нужны проверенные советники.

Специальная военная операция, конечно, ситуацию прояснила. Помогла сформулировать главный тезис. Собственно, сама операция и есть этот главный тезис, мощное идеологическое высказывание. Что такое Россия сегодня? Россия — это возглавляемое самым мудрым на планете лидером государство, которое ведет специальную военную операцию. СВО. Свою Великую Отечественную. Так задается контур.

Зачем ведет? Вот тут уже, конечно, сложнее. О целях можно спорить.

Хотя стоп, о чем это я. Спорить нельзя, даже наказуемо, ответственность вплоть до уголовной. Но все-таки внутри рамок, обозначенных президентом еще в прошлом феврале, есть пространство для домыслов. Денацификация, демилитаризация и защита людей Донбасса никуда не делись (это и есть рамки), однако восторженные поклонники вождя и его политики регулярно расширяют спектр трактовок. Зачем? Чтобы на освобожденных территориях никогда не прошел гей-парад (ничего не выдумываю, своими ушами слышал, как эксперты в студии программы «Большая игра» на Первом канале обсуждали эту тему). Чтобы защитить Россию от агрессии. От какой-нибудь агрессии. Все того же коллективного Запада, например. Чтобы наша «мама» не превратилась в безликого «родителя номер один», обитающего где-то в Содоме. Чтобы защитить семью и веру (относительно свежая версия, озвученная спикером ГД Вячеславом Володиным). Чтобы общество, наконец, могло, во-первых, сплотиться, а во-вторых, очиститься от предателей (часто повторяемая мысль).

Помощник секретаря Совбеза Алексей Павлов порадовал даже нас, если помните, совсем оригинальной идеей: рассказал, что цель, ну, или, как минимум, одна из целей СВО, — десатанизация захваченной сатанистами Украины. Павлову, правда, сначала пришлось извиняться, а потом его и вовсе уволили из Совбеза, однако не за идею, а за неаккуратность мысли. Он зачем-то записал в сатанисты любавичских хасидов, за что и претерпел.

Но вернемся к автобиографии, — я бы даже сказал: «авто-агиографии», — современной путинской России. Итак, это государство, смыслом существования которого является проведение СВО. Но как с идеологической точки зрения оно устроено изнутри?