Российские нефтяные компании несильно пострадают от нового раунда санкций, объявленных в конце прошлой недели. В пятницу Евросоюз запретил оказывать услуги по разведке и производству глубоководной, арктической и сланцевой нефти «Газпром нефти», «Транснефти» и «Роснефти». В тот же день США закрыли «Роснефти», «Газпрому», «Газпром нефти», «Лукойлу» и «Сургутнефтегазу» доступ к технологиям, товарам и услугам для реализации аналогичных проектов. Также американцам и европейцам отныне нельзя предоставлять «Газпром нефти» финансирование на срок более 90 дней (в ЕС – 30 дней).
«Каких-то критичных ситуаций для нас, по существу, нет», – высказался по этому поводу замгендиректора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. С ним согласны аналитики Fitch – в сегодняшнем обзоре новой порции санкций они проанализировали положение двух пострадавших компаний.
«Газпром нефть»
Текущая добыча на арктическом шельфе не пострадает, так как все технологии и оборудование уже находятся на месте, однако может пострадать разведка, которая по-прежнему сильно зависит от западных технологий. Еще одно уязвимое место – совместное предприятие с британо-нидерландской Shell и соглашение о технологическом сотрудничестве с нефтесервисной компанией Shlumberger в рамках проекта по разработке Баженовской свиты в Западной Сибири, где находятся крупные залежи сланцевой нефти. С ликвидностью у компании явных проблем нет. У «Газпром нефти» имеется краткосрочный долг 56 млрд рублей при денежных средствах 130 млрд рублей и депозитах 23 млрд рублей. Сам «Газпром» на конец марта имел краткосрочный долг 266 млрд рублей при «кэше» объемом 957 млрд рублей и краткосрочных вложениях 26 млрд рублей.
«Лукойл»
На конец июня компания располагала $2,3 млрд при краткосрочном долге $2,8 млрд – в Fitch считают такие показатели ликвидности хорошими.
Это значит, что у компаний пока нет явных поводов выстраиваться в очередь за помощью от государства, как это делают их коллеги из «Роснефти» и «Новатэка» (и довольно успешно). С другой стороны, «Роснефть» недавно просила выделить ей астрономические 1,5 трлн рублей, при том что вполне имела возможность платить по своим обязательствам без вливаний из бюджета. А значит, и решения о помощи зависят не от цифр отчетности, а от каких-то иных достоинств компаний, недоступных глазу аналитиков.