Михаил Маглов

Михаил Маглов

© Artūras Morozovas

Хотя российская власть после начала «спецоперации» фактически запретила независимую журналистику, количество информационного контента на русском языке зримо не уменьшилось. Журналисты продолжают делать свою работу, в том числе проводить расследования. Многие работают из-за рубежа, вне крупных СМИ, вопреки запретам и блокировкам. Republic поговорил о происходящем с журналистом Михаилом Магловом, который начинал как расследователь еще рамках программы «Муниципальный сканер», запущенной совместно с Борисом Немцовым. Михаил по сей день занимается расследованием убийства Немцова.

Из-за требований военной цензуры мы не можем использовать слово «война» применительно к «специальной военной операции ВС РФ на Украине». Мы вынуждены прибегнуть к купюрам в тексте. Приносим читателям за это свои извинения.

— Рамзан Кадыров опубликовал видео со своим соратником Русланом Геремеевым, которого журналисты «Новой газеты» называли организатором убийства Немцова. Если судить по фото и видео, это действительно тот самый Геремеев?

— Похож, хотя я не могу утверждать это на 100 процентов. Человек на войне, с бородой, ясно, что и внешность у него поменялась. Честно говоря, мы сами узнали, как выглядит Геремеев, только в прошлом году благодаря нашему расследованию.

— Кадры, где Рамзан Кадыров гладит его по голове в каком-то госпитале, утвердили вас в каких-то подозрениях?

— Конечно, мы утвердились во мнении, что Руслан Геремеев — это человек, который по сути руководил подготовкой убийства Бориса Немцова. А Руслан Мухутдинов — человек, которого официальное российское следствие называет заказчиком убийства (хотя это не так), был всего лишь водителем Геремеева. Напомню, что Геремеев, будучи сотрудником Росгвардии, руководил ротой в одном из кадыровских полков и был уволен с должности задним числом сразу после убийства.

Все, что мы видим сегодня, подтверждает, что: а) его увольнение было фейком; б) Кадыров покрывает убийц Немцова; в) на территории Чечни не работают законы Российской Федерации. Помните, следователи и сотрудники ФСБ, которые вели оперативную поддержку расследования в Чечне, пришли к Геремееву домой? Они постучали в дверь, им никто не открыл и они просто ушли. Это говорит о том, что все эти годы Геремеев и его родственники, которые, кстати, тоже имеют косвенное отношение к убийству Немцова, находились на территории Чечни и там не действуют российские законы.

— Как думаете, сам Кадыров реально находился в зоне боевых действий в Украине?

— Я не могу ответить на этот вопрос, потому что я его не изучал. Для того, чтобы ответить на него, мне надо потратить несколько часов. Мой коллега, журналист «Радио Свобода» (в России внесен в реестр СМИ-иноагентов — прим.) Марк Кротов установил, что фотографии, где Кадыров навещает Геремеева в палате, сняты в военном госпитале в Ростове-на-Дону. Я Марку доверяю. Возможно ли из Мариуполя доставить раненого в Ростов-на-Дону? В принципе, проблем быть не должно, эти города недалеко друг от друга.

— Многие расследователи смеются над тем, как выглядят кадры, на которых позирует Кадыров, они считают их постановочными.

— А что вас удивляет? В публичном образе Кадырова и раньше было то же самое, почему он вдруг должен изменить свою модель поведения? Он пиарится как умеет. Просто сейчас на него обращают внимание больше людей.