Минувшей осенью лекторий «Умная Москва» организовал встречу с Денисом Ромодиным, кандидатом политических наук, членом Союза краеведов России, автором и куратором интернет-проекта «СовАрх – советская архитектура». Денис Ромодин рассказал об архитектурных проектах Москвы советского периода, которые так и не были реализованы. Сегодня Slon приводит вторую часть лекции с небольшими сокращениями.
Самая масштабная реконструкция Москвы начинается с введения генплана 1935 года, определившего расположение улиц и магистралей. Один из крупнейших проектов – здание Наркомтяжпрома, структуры, которую возглавлял Серго Орджоникидзе. Строить его собирались не где-нибудь, а на Красной площади. Предполагалось расширить ее в два раза, а новое здание расположить приблизительно в районе Ветошного переулка. Сейчас в это трудно поверить, но Исторический музей и собор Василия Блаженного были определены под снос. Под экспозицию музея отводилось другое здание – в комплексе так и не построенного Дворца Советов.
Объявили конкурс. Поначалу планировалось расположить строение таким образом, чтобы один из его подъездов выходил на Красную площадь. Однако позднее проектировщики пришли к выводу, что такой огромный объем площадь просто задавит; и на втором этапе конкурса архитектор Аркадий Мордвинов предложил передвинуть строение туда, где потом возникла гостиница «Россия».
Еще один интересный проект представил Константин Мельников: разместить на Красной площади административную часть, а зал заседаний выстроить с выходом на площадь Революции.
Братья Веснины, также участвовавшие в конкурсе, выступили с весьма характерной для них тогдашних идеей в духе конструктивизма: четыре высотных объема и большой стилобат.
После смерти наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в 1937 году функция проекта поменялась: теперь он разрабатывается уже не для Наркомтяжпрома, а для второго дома Совнаркома. Но архитекторы продолжали генерировать идеи, так, Геогрий Гольц предложил развернуть фасад вдоль набережной, снабдив его двумя высотками, одна из которых должна была появиться на Старой площади.
Еще один интересный участок в Москве – угол Тверской улицы и Тверского бульвара. Там стояла церковь Дмитрия Солунского, снесенная в начале тридцатых. Этот участок собирались отдать под строительство здания ТАСС, архитектор Даниил Фридман создал эффектный проект. Здание должно было быть построено из железобетона, иметь панорамный ресторан, внизу располагались огромный медийный центр, выставочный и конференц-залы. В верхней части – издательские и редакционные помещения. Проект обсуждался и был близок к реализации, но от него отказались именно в связи с генпланом 1935 года, по которому площадь должна была обрести куда более спокойный вид.
Пушкинская – главная общественная площадь Москвы с 1920-х по 1960-е. На месте Сретенского монастыря еще в двадцатые задумали построить центральный кинотеатр, но проект был разработан только в 1947 году. Пока он утверждался, пришла мода на минимализм и борьбу с любого рода архитектурными излишествами. Новая идея кинотеатра, однако, тоже оказалась забракованной, потому что вступала в противоречие с проектами транспортного развития города: кинотеатр и пешая зона рядом с ним практически закрывали проезд.
На соседнем участке в 1920-е годы запланировали строительство нового редакционного корпуса «Известий». Учитывая небольшие размеры территории, архитектор Григорий Бархин делает ставку на высотность. Но незадолго до того были введены пожарные нормы, ограничивающие этажность, и проект зарубили.
Здание «Известий» придумывалось и перепридумывалось еще много раз: менялись нормы, менялись идеи, но воплотить их в жизнь по тем или иным причинам не удавалось.
Проект, который не был реализован и закончился полным уничтожением Сухаревой башни, – реконструкция Сухаревской площади. Очень необычен для советского периода вариант архитектора Ивана Фомина: он предлагал сохранить башню, а сквозь нее пробить туннели для транспорта. В итоге башню снесли, и проект завалили.
Там, где в дальнейшем появилась гостиница «Москва», должен был расположиться Дворец Труда. Вот так выглядела конструктивистская задумка братьев Весниных:
Но само назначение Дворца Труда было сомнительным, поэтому участок отдали под строительство гостиницы Моссовета. В 1931 году Григорий Бархин разрабатывает проект, предполагавший сохранение части исторических зданий, но затем к процессу привлекают других архитекторов, Савельева и Cтапрани. Они предлагают вариант гостиничного комплекса с большим объемом со стороны Театральной площади.
Но когда главным архитектором будет назначен Алексей Щусев, появится вариант гостиницы с асимметричной башней. Существует байка: якобы Щусев принес Сталину два варианта проекта, а тот, не вникая, подписал оба, поэтому башни и решили сделать разными, на всякий случай.
На Миусской площади в 1911 году закладывался огромный собор Александра Невского – больше храма Христа Спасителя. Но вскоре после начала строительства финансирование сократилось, и собор остался без отделки. Здание было выстроено по новейшим технологиям своего времени. В 1919 году недостроенный собор чуть не переквалифицировали в крематорий, но вокруг развивалась застройка, поэтому от идеи отказались. В 1920-х его использовали как склад, а в середине 1950-х разобрали.
В 1963 году СССР подал заявку на участие в ЭКСПО-68, но по политическим причинам эту выставку мы так и не приняли. Но выставочный комплекс в районе Красной Пресни проектировали специально для этого мероприятия, и когда стало понятно, что с ЭКСПО-69 ничего не получается, участок был перепланирован. Так возникло здание Экспоцентра.
Юго-Запад был экспериментальной площадкой. На пересечении Ленинского проспекта и проспекта Вернадского проектировали экспериментальный жилой комбинат. Принцип заключался в том, чтобы сделать комплекс, из которого можно было бы почти не выходить: с детскими садами, школами, магазинами, службами быта, концертными залами. Однако реализовать проект не получилась.
Первая часть лекции